Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Попытка государства создать рамочный закон для розницы в 2007 году результата не дала
Уходящий год ознаменовался для розничной торговли попыткой государства материализовать мысль Германа Грефа о том, что отрасли нужен рамочный закон. Попытка вышла неловкой и результата не дала. Весь год чиновники Минэкономразвития и антимонопольной службы пытались убедить ритейлеров, что закон нужен, но последним он категорически не нравился ни в каком варианте.
По словам главы Ассоциации компаний розничной торговли Льва Хасиса, среди самых вопиющих инициатив, которые удалось отбить, — запрет магазинам работать круглосуточно и по выходным и необходимость получать разрешение госорганов для открытия каждого магазина (теперь оно требуется только для владельцев нестационарных торговых объектов — лотков и киосков). Сильнее всего ритейлеров нервировали предложения МЭРТ прописать в законе уровень предельной наценки на отдельные товарные группы.
На фоне постоянных противоречий и дебатов между Минэкономразвития и участниками рынка инициативу проявил депутат Госдумы Петр Щелищ — разработал альтернативный проект закона, который регламентирует работу магазинов вплоть до размера полок (глубина не более 0,5 м) и высоты прилавков (не выше 0,8 м), а также обязывает покупателей надевать намордники на собак, а продавцов — мыть руки с мылом после посещения туалета. Впрочем, рассматривать этот проект Госдума не стала, посетовал сотрудник некоммерческого партнерства «Союз участников потребительского рынка».
Последняя версия концепции гораздо мягче, чем задумывалась. Она вводит управляющие компании для торговых центров и предлагает вести учет компаний-арендаторов в особом реестре продавцов. Практически все торговые организации обязаны для открытия магазинов получать свидетельство об организации торговой деятельности, представив перечень документов, который в проекте закона детально прописан. Свидетельства заносятся в торговый реестр, информацию об участниках которого закон предлагает сделать публичной. Среди революционных инициатив — «антимонопольная» глава номер 7, внесенная ФАС. Доминирующими предлагается считать компании с долей на рынке отдельно взятого субъекта Федерации 15% (сейчас 35%), а коллективными монополистами — три компании, занимающие 20% (сейчас 50%), или пять с 30% (75%). Компаниям, доля которых в розничной торговле в отдельно взятом географическом субъекте превышает 35%, проект запрещает получать от государства помещения и земельные участки. Реальных проблем ритейлеров — бюрократической волокиты, налоговых издержек — законопроект не решает, отметил гендиректор сети «Магнит» Сергей Галицкий.
Чиновники и сами не очень довольны результатом годичных усилий: концепция не понравилась новому главе Минэкономразвития Эльвире Набиуллиной и глава департамента МЭРТ Андрей Шаров заявлял, что не поддерживает госрегулирование в торговле. МЭРТ снова взялось за доработку концепции, и до Госдумы закон может дойти в лучшем случае к середине 2008 г.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?