Декоративное изображение
4 054

Поделиться

Помещения супермаркетов и небольших офисов попали под «кадастровый» налог

Мосгордума приняла налоговые поправки, из‑за которых платежи владельцев офисов и торгцентров площадью от 3 тыс. кв. м резко вырастут – в некоторых случаях в десятки раз. В числе пострадавших – продуктовые магазины, которые, как правило, перек ладывают возросшие расходы на покупателей.

Вчера Мосгордума приняла поправки в закон «О налоге на имущество организаций», которые с 2015 года расширяют действие налога, привязанного к кадастровой стоимости, на офисные и торговые помещения площадью от 3 тыс. кв. м. В ближайшее время поправки подпишет мэр Москвы Сергей Собянин, сообщили РБК в департаменте экономической политики и развития Москвы (ДЭПР).

С 2014 года владельцы более крупных объектов – от 5 тыс. кв. м – уже платят за свое имущество 0,9% его кадастровой стоимости. С 2015 года ставка составит уже 1,2% и будет касаться всех объектов от 3 тыс. кв. м. Рост ставки продолжится, и в 2018‑м она будет равняться 2%. Раньше все собственники недвижимости вне зависимости от ее размеров перечисляли в городской бюджет 2,2% балансовой стоимости помещений.

Обложили магазины

В этом году «кадастровый» налог был доначислен владельцам 1842 зданий, подсчитал ДЭПР. Ожидаемый размер сборов по этим объектам – 15‑17 млрд руб. Принятые вчера поправки расширили список налогоплательщиков до 4542 объектов торговой и офисной недвижимости, сообщил департамент в пояснительной записке к законопроекту с поправками. То есть добавилось 2700 зданий площадью в диапазоне от 3 тыс. до 5 тыс. кв. м. Эти объекты, по подсчетам города, принесут в бюджет в 2015 году дополнительные 7 млрд руб., то есть с каждого квадратного метра бюджет дополнительно получит 648 руб. в год. Глава российского представительства девелоперской компании Rossmils Investments Алексей Могила говорит, что самая низкая ставка аренды на такие помещения, то есть выручка владельца, может составлять 8,7 тыс. руб. за 1 кв. м в год, прибыль с «квадрата» он затруднился оценить.

Список «пострадавших» мог быть и больше: еще в начале года ДЭПР предлагал распространить «кадастровый» налог на здания от 2 тыс. кв. м. В этом случае под налог подпали бы дополнительно 4200 зданий в Москве. В департаменте вчера не объяснили, почему решили исключить совсем небольшие помещения.

Под новые правила подпадают многие супер- и гипермаркеты, а также особняки, занятые под коммерческую деятельность, говорит директор департамента рынков капитала Colliers International в России Саян Цыренов.

Привязка налога к кадастровой стоимости повышает налоговую нагрузку на бизнес в некоторых случаях в десятки раз. Например, для крупных торговых комплексов в этом году налоги могли вырасти, по подсчетам Knight Frank, в 4‑10 раз: налог на «Метрополис», вероятно, увеличился с 40 млн до почти 160 млн руб., на «Европейский» – с 34 млн до 342 млн руб., на универмаг «Цветной» – с 6,7 млн до 22 млн руб.

Оценку кадастровой стоимости делает ДЭПР с помощью оценщиков, выигравших соответствующие тендеры. В отличие от расчета стоимости по балансу, где за основу берется стоимость строительства 1 кв. м, в основе кадастровой оценки лежит сравнение со стоимостью строительства других коммерческих объектов, объясняет член президиума общественной организации «ОПОРА России» Алексей Небольсин. В итоге, говорит он, кадастровая оценка оказывается даже выше рыночной, а изменить сделанную оценку можно только в суде: тяжба может занять больше года, при том что налог надо уплачивать в апреле того года, когда он начислен.

В компании «Мкапитал» (владеет недвижимостью сети супермаркетов «Седьмой континент») РБК привели приблизительные расчеты: если здание строилось, например, в 1997 году, его балансовая стоимость сейчас составляет порядка 3 тыс. руб. за 1 кв. м с учетом амортизации. Налог при этом равен примерно 60 руб. за 1 кв. м в год. Теперь же этому зданию могут рассчитать кадастровую стоимость в размере 200 тыс. руб. за 1 кв. м, продолжает он, то есть налог в этом году (0,9%) составил бы 1,8 тыс. руб. за 1 кв. м, или в 30 раз больше, чем годом ранее.

Но возможно и снижение налога: если, к примеру, торговый центр построен в прошлом году, его балансовая и кадастровая стоимость окажутся примерно равны, поэтому налог снизится в этом году почти в два раза – с 2,2 до 0,9%, пояснил эксперт.

Кто оплатит налог

Для «Мкапитала» налоговая нагрузка, в частности, выросла примерно на 10%, говорит представитель компании. Под действие нового налогового законодательства подпали 25–30 помещений из 120, принадлежащих компании. Непосредственно с 2015 года добавится около пяти объектов.

Дополнительная налоговая нагрузка с 2015 года появится и у французской группы Auchan, у которой все магазины, находящиеся в черте города, оказались больше 3 тыс. кв. м – всего 17 объектов «Ашан Сити» и «Ашан Сад». Как вырастет налог, директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова не говорит, но признает, что «финансовая нагрузка серьезная» и компании будет сложнее держать низкие цены в своих магазинах.

Оплачивать повышенный налог будут арендаторы, считает Небольсин из «ОПОРА России». В «Мкапитале» это подтверждают: с начала года стоимость аренды для «Седьмых континентов» выросла на 5–10%, в эту сумму заложена компенсация нового налога.

Небольсин считает, что в следующем году для арендного бизнеса наступит кризис: далеко не все операторы магазинов или ресторанов способны оплатить повышающиеся арендные ставки, а владельцам помещений тяжело тянуть такой налог. С тем, что ставки аренды могут вырасти, согласен и глава группы «Дикси» Илья Якубсон: у его сети почти нет помещений, подпадающих под новый налог, но компания арендует торговые точки в торговых центрах. Впрочем, пока о повышении аренды в связи с новыми налогами арендодатели его не предупреждали.

Анастасия Дуленкова, Анна Левинская, РБК Daily

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами