Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Половину покупателей халяльной продукции подмосковного производства составляют немусульмане
Ибрагим Насыров открыл в подмосковном Конобееве завод по производству халяльных мясопродуктов, когда осознал, что мусульмане столицы фактически обречены на вегетарианство. В апреле 2004 г. "Сафа" выпустила первые 3 т продукции. Сейчас компания производит около 50 т мясопродуктов в месяц, ее обороты составляют около 60 млн руб. в год.
Из комсомольцев в мусульмане
До 1997 г. Насыров ни о каком специальном мусульманском колбасном производстве и не помышлял. "Был рядовым советским человеком и комсомольцем", - рассказывает он. В 1985 г. Насыров приехал из Казахстана в Москву, отучился в Технологическом институте мясной и молочной промышленности, потом работал в планово-экономическом отделе Микояновского мясокомбината. В начале 90-х ушел в коммерцию: торговал, занимался строительным бизнесом. А в 1997 г. ощутил себя мусульманином и сразу понял, что в столице очень сложно найти мясопродукты, приготовленные в соответствии с законами ислама и имеющие достоверное подтверждение (сертификатом или свидетельством религиозной организации) "халяльности". И только 1 июля 2003 г. Насыров зарегистрировал мясоперерабатывающий завод "Сафа", что в переводе с арабского означает "чистота". "Больше духовная, чем физическая", - комментирует Насыров.
Сертификация светская и духовная
Под предприятие Насыров арендовал помещение площадью 1000 кв. м, в котором раньше была трикотажная фабрика. "К тому моменту она разорилась, а здание полностью пришло в негодность. Мы все реконструировали, оборудование закупили в Германии", - рассказывает Насыров. Владелец "Сафы" категорически отказывается называть размер стартового капитала. Лишь сообщает, что воспользовался накоплениями - своими и друзей. Возможные инвестиции Насырова попытались оценить эксперты компании "Митлэнд": по их мнению, запуск подобного производства мог потребовать инвестиций в размере $1,5 млн.
Процесс сертификации продукции Насыров называет "целой эпопеей": "Сафа" получала сертификаты соответствия в Коломенском центре стандартизации и метрологии, в органах санитарного и ветеринарного надзора, в пожарной службе... Помимо светских документов Насыров получил сертификат "халяльности" в совете муфтиев России. "Сафа" выпускает стопроцентно халяльную продукцию", - подтверждает уполномоченный совета муфтиев России по контролю над производством и торговлей продукцией "халяль" Жафар Азизбаев. Уполномоченный добавляет, что по вкусовым качествам продукция "Сафы" находится пока на среднем уровне, объясняя это недостатком современного оборудования на заводе.
Альтернатива салу
Запуская производство, Насыров столкнулся с отсутствием ГОСТов и техусловий на колбасу из говядины, поэтому рецептуру ему пришлось создавать самому. "Если делать колбасу только из говядины, - объясняет Насыров, - она будет сухой, для сочности в нее всегда добавляют сало. Вместо запрещенного мусульманам свиного сала мы начали добавлять в колбасу разрешенное сливочное масло - это наше ноу-хау".
Почти все сырье "Сафа" приобретает у одного поставщика - дилера, который закупает мясо в татарских фермерских хозяйствах Пензенской и Нижегородской областей, а потом на своем транспорте поставляет прямо к воротам "Сафы". Первых поставщиков Насыров проверял лично - насколько их способ убоя скота соответствует законам ислама, требовал письменное подтверждение местного муфтия. Расширять число поставщиков не собирается. "Покупать мясо в разных местах не технологично, - комментирует Насыров, - и мы уже приноровились к сырью из конкретного региона".
Закупочная цена сырья зависит от категории мяса и начинается от 85 руб. за 1 кг. Готовую продукцию "Сафа" продает от 120 руб. до 220 руб. за 1 кг. Рентабельность предприятия, по данным компании, составляет примерно 15%. Сейчас "Сафа" выпускает около 50 т продукции в месяц: колбасы, деликатесы, продукты из мяса птицы - всего около 50 наименований.
Без символики
На вопрос, как он искал первых клиентов, Насыров отвечает односложно: "Ногами". Представители "Сафы" в первую очередь предлагали продукцию в торгующие халяльным мясом павильончики, которые есть на каждом московском рынке, договаривались о поставках с магазинами при мечетях.
С 2005 г. продукция "Сафы" начала продаваться в первом московском халяльном супермаркете "Апельсин". "Мы ежедневно продаем до 40 кг продукции "Сафы". Ее охотно покупают по большей части даже не мусульмане, а просто местные жители, потому что сосиски и сардельки "Сафы" дешевле", - сообщает заведующая магазином Светлана Савонина. Кроме того, продукция "Сафы" продается и в обычных не халяльных магазинах, и в супермаркетах - в "Ашане" и "Бахетле" в халяльных отделах, в "Острове" на общих основаниях. "Там наша продукция никак не выделяется. Она промаркирована как халяльная, но оповещающих об этом плакатов нет", - говорит Насыров. "Подход у Насырова правильный, - считает Жафар Азизбаев, - тот, кто делает продукцию только для мусульман, рисует на ней мечети и полумесяцы, тот проигрывает".
Индифферентность мусульман
Впрочем, о выигрыше Насырова говорить рано. Несмотря на то что объемы производства "Сафы" растут на 30% в год, только в декабре предприятие "Сафа" вышло "в ноль" - до этого завод работал себе в убыток. "Мы планировали выйти в плюс за год, но столкнулись с ситуацией, которую не прогнозировали, - объясняет Насыров. - Как на покупателей мы рассчитывали на 2 млн проживающих в Москве мусульман, но оказалось, что большинство совершенно индифферентны к происхождению мяса и его пригодности с точки зрения ислама, а значит, не являются нашими потребителями". Зато немусульмане вполне оправдали ожидания Насырова: их среди покупателей его продукции большинство. По данным маркетологов сети "Ашан", мясопродукты "Сафы" покупает до 50% немусульман. Так же немусульмане в большинстве среди покупателей еще одного московского халяльного магазина - "Халяль-Аш". "Лишь бы было качественно", - считает заведующий магазином Илья Новиков. Новиков оценивает продукцию "Сафы" как вполне качественную, при этом "Халяль-Аш" ею не торгует, поскольку существует при одноименном заводе, производящем 6-7 т мясопродуктов в месяц. "Халяль-Аш" не только продает продукцию в своем же магазине, но и сдает ее в тот же "Апельсин". У "Сафы" своего магазина нет. "Мы открывали магазин при заводе, - рассказывает Насыров, - но из-за неудобного расположения завода посетителей там почти не было".
Халяльный контрафакт
"Сафа" и "Халяль-Аш" - единственные в Московском регионе заводы, выпускающие только халяльную продукцию. Остальные производят и не халяльную тоже. Таких предприятий становится все больше - уже сейчас ДУМЕР (духовное управление мусульман европейской части России) и ДУМРТ (духовное управление мусульман Республики Татарстан) выдали около 30 сертификатов "халяль". Азизбаев объемы рынка халяльных мясопродуктов Москвы и прилегающих к ней районов оценивает примерно в 2500 т в месяц, из которых только 250 т составляет сертифицированная ДУМЕР продукция. "Все остальное - неподконтрольные нам мясопродукты, - комментирует Азизбаев, - которые производят и полукустарные цеха, и такие гиганты, как компания Sadia, продукция которой маркирована как халяльная, но не имеет сертификата".
"На рынке много контрафакта", - соглашается руководитель пресс-службы ДУМРТ Ахмад Халиков. При этом и Халиков, и Азизбаев отмечают постоянный прирост рынка: на 15% в год в Татарстане и на 10% в год в регионе, подведомственном ДУМЕР. "Доля продукции, выпускаемой по нормам "халяль", может достигнуть 13,8% от общего объема выпускаемых в России мясопродуктов, т. е. приблизительно 1 млн т в год", - считает бренд-менеджер ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат" Игорь Радюшкин. С этими цифрами не совсем согласен генеральный директор маркетинговой компании "Прорыв" Дмитрий Василевский. Он говорит, что цифры 10-13% скорее отражают ситуацию в Москве, где проживает около 2 млн мусульман, а также в Татарстане и Башкирии. "Я считаю, что в остальных регионах России доля халяльных мясопродуктов не превышает 7% от общего объема этого рынка, т. е. 595 000 т в год", - говорит Василевский. Он называет рынок халяльных мясопродуктов узконишевым и убежден, что он таким и останется.
Убеждения и выгода
"Перспективы у рынка радужные - к нам уже очередь выстраивается из предприятий, желающих получить сертификат "халяль", а я постоянно читаю лекции на тему халяля для сотрудников мясной промышленности", - говорит Жафар Азизбаев. Игроки рынка мясопродуктов также не согласны с мнением маркетолога. "Я считаю, рынок имеет достойные перспективы, - соглашается исполнительный директор Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, - потому что число исповедующих ислам людей постоянно растет. С ростом предложения халяльной продукции и число потребителей будет расти". Собственно, на это и рассчитывает Ибрагим Насыров. Его бизнес сейчас страдает, во-первых, от несознательности этнических мусульман, а во-вторых, от их же недостаточной информированности. "Недавно на концерте татарской музыки мы проводили промоакцию, и большая часть из 3000 зрителей с удивлением узнала, что в московских магазинах продается халяльная продукция", - рассказывает Насыров. Более широко просвещать клиентов у "Сафы" не получается: скромный бюджет компании позволяет рекламировать продукцию только на местах продаж, в журнале "Ислам" и газете "Татарские новости".
Несмотря на трудности, Насыров не собирается открывать не халяльный цех. "Хотя это никак не повлияло бы на чистоту халяльной продукции, для меня это по личным убеждениям несовместимо", - говорит он. "Насырову сложно, - сочувствует бизнесмену Азизбаев. - Выпускать продукцию только халяльной линии невыгодно, это пока не тот рынок, на котором можно делать деньги". "На данный момент существование предприятия, выпускающего только продукцию "халяль", вряд ли может иметь коммерческий смысл", - еще более категоричен Радюшкин с Йошкар-Олинского мясокомбината. Насыров мнение коллеги отчасти разделяет: "Сейчас производство халяльной продукции в большей степени не коммерция, а идеология и работа на будущее, но я в это будущее смотрю с оптимизмом".
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?