Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Покупка «Евросети» компанией МТС изменит рынок сотовой розницы
Торговцы трубками и сотовыми контрактами взбудоражены: купит МТС «Евросеть» или все это пустые разговоры? Недавнее известие, что другая «дочка» АФК «Система» — сеть салонов связи «ТС-Ритейл» — сокращает штат на 10%, породило новую волну слухов. Логика простая: если свою сеть (330 салонов) «Система» сокращает, значит, нацелилась на 5000 точек «Евросети».
Оба участника гипотетической сделки отнекиваются от нее с самой весны. Это не мешает конкурентам и отраслевым экспертам заниматься увлекательными вычислениями, к чему такая сделка могла бы привести. По всему выходит, что ни к чему хорошему.
Покупка контрольного пакета «Евросети» может не самым лучшим образом сказаться на капитализации публичной МТС. В 2007 г. рентабельность сотового дилера по EBITDA составила всего 4%, а у МТС — больше 51%. Впрочем, есть вариант, что, объединившись с некими финансовыми партнерами, МТС получит над розничным гигантом косвенный контроль, не испортив своих показателей.
В чем недостатки такого варианта? По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, «ни у одного российского оператора нет менеджеров, понимающих, что такое розница». Потребность в монобрендовых сетях — собственных или дилерских, — конечно, есть. Но даже для МТС «Евросеть» — слишком большой кусок пирога. «Все ждут, совершит ли МТС эту ошибку, — говорит аналитик. — В таком случае конкурентам останется только симметрично реагировать». То есть развивать собственный ритейл.
«ВымпелКом» и «МегаФон» этого не хотят. Директор по российским продажам «ВымпелКома» Наталья Чумаченко говорит, что сотовой компании развивать собственную розницу необходимо лишь тогда, когда имеется экономическая целесообразность. Например, неразвитость независимых сетей или необоснованное завышение ими стоимости сотовых контрактов.
Ничего такого на российском рынке не наблюдается. В обороте салонов на контракты приходится лишь 10% — это не то, ради чего стоит затевать войну. Гендиректор «ВымпелКома» Александр Изосимов предупреждает, что покупка одним из операторов «большой сотовой тройки» крупной розничной сети разрушит сложившийся баланс сил. Без ответа этот шаг не останется. «В итоге у всех операторов появятся вертикально интегрированные структуры, включающие собственный ритейл, и маржинальность сотового бизнеса синхронно снизится», — говорит Изосимов. Такая война не нужна никому. Скорее всего, это понимают и в «Системе».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?