Декоративное изображение
2 984

Поделиться

Покупатели выбирают супермаркеты

Украинцы оказались самыми лояльными по отношению к современным форматам розницы в Центральной и Восточной Европе. При этом дискаунтеры отсутствуют в Украине как класс, а первая десятка игроков является приоритетным местом для покупок только для двух третей потребителей. Несмотря на экономический кризис, современные розничные форматы остаются достаточно популярными в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В среднем 68% покупателей в этом регионе назвали гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры в качестве основного места приобретения продуктов питания. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании PMR Publications. Согласно результатам исследования, базировавшемся на данных компании Incoma GfK, полученных в 2010 г., 30% респондентов, или 44,3 млн. покупателей, в 11 странах предпочитают супермаркеты в качестве основного розничного канала. Наивысшие значения данного показателя зафиксированы в Украине и Словении (52% и 50% соответственно). Вслед за ними следует Хорватия с показателем 44%. Наименее лояльными к супермаркетам оказались потребители Польши, Чехии и Румынии. Но нужно отметить, что именно в этих странах фиксируются наивысшие показатели популярности дискаунтеров. Так, в Польше они являются основным местом покупки продуктов для 30% покупателей, в Чехии и Румынии — для 24% и 22% соответственно. Следующими по популярности в ЦВЕ идут гипермаркеты. 25% респондентов упомянули их как основное место приобретения продуктов питания. Этот формат торговли особенно популярен в Румынии, Чехии и Словакии. В этих странах лояльны к гипермаркетам 46% (!), 40% и 37% респондентов соответственно. Показатели Украины — третьи с конца (17%). Хуже, чем у нас, дела обстоят только в Болгарии и Сербии. Тем не менее предпочтения относительно гипермаркетов в Венгрии и Словакии далеко не так стабильны, как может показаться на первый взгляд. Они могут потерять свои позиции, считают в исследовательской фирме Terno. Покупатели в Словакии отказываются от покупок в гипермаркетах в пользу меньших заведений — супермаркетов и небольших магазинчиков, так как считают качество продукции в них более высоким. И это при том, что уровень предпочтений в пользу малого ритейла в этих странах практически идентичен украинскому. Дискаунтеры заняли только третье место в общем зачете с показателем 16%, хотя, как уже говорилось выше, занимают серьезную долю в преференциях покупателей некоторых стран. Наиболее слабыми являются их позиции в тех странах, где высока лояльность к менее крупным форматам ритейла. Например, в Болгарии и Сербии 53% и 60% респондентов соответственно назвали небольшие магазины приоритетным розничным каналом для приобретения провианта. Вслед за ними список стран, в которых практически отсутствуют дискаунтеры, пополнили Украина и Босния и Герцеговина (0% и 1% соответственно), где малым магазинам отдают предпочтение немногим менее трети потребителей. Правда, если смотреть на ситуацию из Украины, то она несколько отличается. И, на самом деле, основным конкурентом организованной рознице в нашей стране остаются базары. Об этом свидетельствуют результаты исследования MMI Ukraine, проведенного компанией TNS в Украине в 2008-2010 гг. (опрошены респонденты в возрасте 16-65 лет, проживающие в городах с населением 50 тыс. человек и больше). На протяжении последних двух лет стихийная розница неизменно утирала нос организованной. По состоянию на конец прошлого года суммарные показатели всех типов маркетов и рынков сблизились до минимума (46,4% и 48,6% соответственно), но победа пока за последними. Третье место, по данным TNS в Украине, за категорией «гастрономы и универсамы» — 37,8% потребителей делают покупки именно в них. Вероятнее всего, именно суммирование всех маркетов и гастрономов с универсамами дали чешским исследователям столь впечатляющий результат. Но есть для организованной розницы и хорошие новости: ее показатели на протяжении последних двух лет постепенно возрастают. В то время как динамика базаров стабильная, а гастрономов и универсамов — нисходящая. Во всей Центральной и Восточной Европе нарастает рыночная концентрация. Согласно данным Incoma GfK, словенский розничный рынок является лидером по этому показателю. Почти 100% респондентов указали первую десятку ритейлеров как предпочтительное место для совершения покупок. Также высокие показатели были зарегистрированы в Венгрии (более 90%) и Чехии (85%). Наименее сконцентрирован рынок в Болгарии — 48%. Украина вместе с Польшей заняли места во второй половине списка с показателем 59%. Экономические известия  Даниил Нестеров

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами