Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 2944
Поделиться
Покупатели выбирают супермаркеты
Украинцы оказались самыми лояльными по отношению к современным форматам розницы в Центральной и Восточной Европе. При этом дискаунтеры отсутствуют в Украине как класс, а первая десятка игроков является приоритетным местом для покупок только для двух третей потребителей.
Несмотря на экономический кризис, современные розничные форматы остаются достаточно популярными в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В среднем 68% покупателей в этом регионе назвали гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры в качестве основного места приобретения продуктов питания. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании PMR Publications.
Согласно результатам исследования, базировавшемся на данных компании Incoma GfK, полученных в 2010 г., 30% респондентов, или 44,3 млн. покупателей, в 11 странах предпочитают супермаркеты в качестве основного розничного канала. Наивысшие значения данного показателя зафиксированы в Украине и Словении (52% и 50% соответственно). Вслед за ними следует Хорватия с показателем 44%. Наименее лояльными к супермаркетам оказались потребители Польши, Чехии и Румынии. Но нужно отметить, что именно в этих странах фиксируются наивысшие показатели популярности дискаунтеров. Так, в Польше они являются основным местом покупки продуктов для 30% покупателей, в Чехии и Румынии — для 24% и 22% соответственно.
Следующими по популярности в ЦВЕ идут гипермаркеты. 25% респондентов упомянули их как основное место приобретения продуктов питания. Этот формат торговли особенно популярен в Румынии, Чехии и Словакии. В этих странах лояльны к гипермаркетам 46% (!), 40% и 37% респондентов соответственно. Показатели Украины — третьи с конца (17%). Хуже, чем у нас, дела обстоят только в Болгарии и Сербии.
Тем не менее предпочтения относительно гипермаркетов в Венгрии и Словакии далеко не так стабильны, как может показаться на первый взгляд. Они могут потерять свои позиции, считают в исследовательской фирме Terno. Покупатели в Словакии отказываются от покупок в гипермаркетах в пользу меньших заведений — супермаркетов и небольших магазинчиков, так как считают качество продукции в них более высоким. И это при том, что уровень предпочтений в пользу малого ритейла в этих странах практически идентичен украинскому.
Дискаунтеры заняли только третье место в общем зачете с показателем 16%, хотя, как уже говорилось выше, занимают серьезную долю в преференциях покупателей некоторых стран. Наиболее слабыми являются их позиции в тех странах, где высока лояльность к менее крупным форматам ритейла. Например, в Болгарии и Сербии 53% и 60% респондентов соответственно назвали небольшие магазины приоритетным розничным каналом для приобретения провианта. Вслед за ними список стран, в которых практически отсутствуют дискаунтеры, пополнили Украина и Босния и Герцеговина (0% и 1% соответственно), где малым магазинам отдают предпочтение немногим менее трети потребителей.
Правда, если смотреть на ситуацию из Украины, то она несколько отличается. И, на самом деле, основным конкурентом организованной рознице в нашей стране остаются базары.
Об этом свидетельствуют результаты исследования MMI Ukraine, проведенного компанией TNS в Украине в 2008-2010 гг. (опрошены респонденты в возрасте 16-65 лет, проживающие в городах с населением 50 тыс. человек и больше). На протяжении последних двух лет стихийная розница неизменно утирала нос организованной.
По состоянию на конец прошлого года суммарные показатели всех типов маркетов и рынков сблизились до минимума (46,4% и 48,6% соответственно), но победа пока за последними. Третье место, по данным TNS в Украине, за категорией «гастрономы и универсамы» — 37,8% потребителей делают покупки именно в них. Вероятнее всего, именно суммирование всех маркетов и гастрономов с универсамами дали чешским исследователям столь впечатляющий результат.
Но есть для организованной розницы и хорошие новости: ее показатели на протяжении последних двух лет постепенно возрастают. В то время как динамика базаров стабильная, а гастрономов и универсамов — нисходящая.
Во всей Центральной и Восточной Европе нарастает рыночная концентрация. Согласно данным Incoma GfK, словенский розничный рынок является лидером по этому показателю. Почти 100% респондентов указали первую десятку ритейлеров как предпочтительное место для совершения покупок. Также высокие показатели были зарегистрированы в Венгрии (более 90%) и Чехии (85%). Наименее сконцентрирован рынок в Болгарии — 48%. Украина вместе с Польшей заняли места во второй половине списка с показателем 59%.
Экономические известия Даниил Нестеров
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?