Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Покупатели разболтались
«Евросеть» ждет кризиса продаж мобильных устройств
Впервые с кризисного 2008 года российский рынок мобильных устройств, достигший 225 млрд руб., ожидает падение как в штучном, так и в денежном выражении, прогнозирует крупнейший сотовый ритейлер «Евросеть». Снижение спроса и потребительской активности на розничном рынке, о котором “Ъ” предупреждал еще в конце прошлого года, официально признают уже все крупнейшие российские ритейлеры.
Российский рынок мобильных устройств в этом году впервые после кризиса 2008 года сократится и в штучном, и в денежном выражении (на 6–8% по обоим показателям) по сравнению с 2013-м, следует из отчета по рынку мобильных телефонов и смартфонов крупнейшего российского сотового ритейлера «Евросеть».
По итогам прошлого года в России было продано 41,6 млн телефонов и смартфонов (на 1% меньше, чем в 2012-м), что в денежном выражении эквивалентно 225 млрд руб. (прирост в 10%), говорится в отчете. На положительную динамику рынка в денежном выражении оказал влияние рост доли смартфонов, которые заняли 47% в количестве и 82% в выручке продаж всего рынка в 2013 году. Рост этого сегмента составил 53% в количественном выражении – до 19,6 млн штук – и 35% в денежном – до выручки в размере 185 млрд руб. В то же время смартфоны в среднем продолжают дешеветь и становиться доступнее: так, в декабре уже более 10% устройств, проданных на рынке, приходилось на бюджетный сегмент (аппараты стоимостью до 2 тыс. руб.).
При этом средняя цена смартфона упала за год на 12% до 9,4 тыс. руб.
В конце прошлой недели своими выводами об итогах года поделился конкурент «Евросети» сеть «Связной». По его подсчетам, в прошлом году было продано около 39 млн мобильных устройств на сумму 215 млрд руб. Таким образом, в натуральном выражении продажи сократились на 1%, а в денежном обороте выросли на 12%, оценивает «Связной».
Но, похоже, столь благополучные времена в прошлом. Выручка ритейлеров от продаж мобильных устройств растет, но уже не такими темпами, как раньше. Согласно предварительной аналитике «Евросети», объем рынка телефонов и смартфонов может уменьшиться в 2014 году до 38–39 млн устройств, что в денежном выражении будет эквивалентно примерно 200–210 млрд руб. По первому показателю рынок впервые может откатиться на уровень ниже 2011 года. В текущем году рынок откатится на показатели ниже уровня 2011 года, добавляет президент «Евросети» Александр Малис. «В 2014 году рост продаж смартфонов будет незначительным, что станет абсолютно нормальным явлением: ни один рынок не может постоянно демонстрировать двух- и трехзначные цифры динамики развития»,– передал “Ъ” гендиректор группы «Связной» Майкл Тач. В то же время, по его мнению, активно будут расти отдельные категории устройств, например, LTE-смартфоны.
Выводы «Евросети» подтверждают наблюдения “Ъ” о падении потребительской активности, снижении спроса и темпов роста розничных продаж (“Ъ” сообщал об этом в номере от 23 декабря). В пятницу, отчитываясь о результатах продаж, крупнейший продавец бытовой техники и электроники «М.Видео» признал «снижение потребительской активности, в особенности в регионах». Еще раньше так же поступил лидер российского продуктового ритейла «Магнит», впервые за долгое время зафиксировав снижение потребительской активности и переориентацию покупателей на более дешевые товары.
2014 год окажется неблагоприятным для всего рынка, скептичен Александр Малис. Этот год станет последним для многих региональных и локальных сетей. Оставшиеся игроки, которым удастся выйти за ноль, могут считать это большим успехом, рассуждает он. Последний раз подобные потрясения происходили в кризисные 2008–2009 годы, после чего рынок сотового ритейла претерпел радикальные изменения. Так, обанкротились и были вынуждены уйти с рынка даже некоторые его лидеры, такие как Dixis, «Бета Линк» и «Цифроград», а крупнейшие российские сотовые операторы приступили к активному строительству собственной сотовой розницы.
Роман Рожков, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?