Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Покупатели разболтались
«Евросеть» ждет кризиса продаж мобильных устройств
Впервые с кризисного 2008 года российский рынок мобильных устройств, достигший 225 млрд руб., ожидает падение как в штучном, так и в денежном выражении, прогнозирует крупнейший сотовый ритейлер «Евросеть». Снижение спроса и потребительской активности на розничном рынке, о котором “Ъ” предупреждал еще в конце прошлого года, официально признают уже все крупнейшие российские ритейлеры.
Российский рынок мобильных устройств в этом году впервые после кризиса 2008 года сократится и в штучном, и в денежном выражении (на 6–8% по обоим показателям) по сравнению с 2013-м, следует из отчета по рынку мобильных телефонов и смартфонов крупнейшего российского сотового ритейлера «Евросеть».
По итогам прошлого года в России было продано 41,6 млн телефонов и смартфонов (на 1% меньше, чем в 2012-м), что в денежном выражении эквивалентно 225 млрд руб. (прирост в 10%), говорится в отчете. На положительную динамику рынка в денежном выражении оказал влияние рост доли смартфонов, которые заняли 47% в количестве и 82% в выручке продаж всего рынка в 2013 году. Рост этого сегмента составил 53% в количественном выражении – до 19,6 млн штук – и 35% в денежном – до выручки в размере 185 млрд руб. В то же время смартфоны в среднем продолжают дешеветь и становиться доступнее: так, в декабре уже более 10% устройств, проданных на рынке, приходилось на бюджетный сегмент (аппараты стоимостью до 2 тыс. руб.).
При этом средняя цена смартфона упала за год на 12% до 9,4 тыс. руб.
В конце прошлой недели своими выводами об итогах года поделился конкурент «Евросети» сеть «Связной». По его подсчетам, в прошлом году было продано около 39 млн мобильных устройств на сумму 215 млрд руб. Таким образом, в натуральном выражении продажи сократились на 1%, а в денежном обороте выросли на 12%, оценивает «Связной».
Но, похоже, столь благополучные времена в прошлом. Выручка ритейлеров от продаж мобильных устройств растет, но уже не такими темпами, как раньше. Согласно предварительной аналитике «Евросети», объем рынка телефонов и смартфонов может уменьшиться в 2014 году до 38–39 млн устройств, что в денежном выражении будет эквивалентно примерно 200–210 млрд руб. По первому показателю рынок впервые может откатиться на уровень ниже 2011 года. В текущем году рынок откатится на показатели ниже уровня 2011 года, добавляет президент «Евросети» Александр Малис. «В 2014 году рост продаж смартфонов будет незначительным, что станет абсолютно нормальным явлением: ни один рынок не может постоянно демонстрировать двух- и трехзначные цифры динамики развития»,– передал “Ъ” гендиректор группы «Связной» Майкл Тач. В то же время, по его мнению, активно будут расти отдельные категории устройств, например, LTE-смартфоны.
Выводы «Евросети» подтверждают наблюдения “Ъ” о падении потребительской активности, снижении спроса и темпов роста розничных продаж (“Ъ” сообщал об этом в номере от 23 декабря). В пятницу, отчитываясь о результатах продаж, крупнейший продавец бытовой техники и электроники «М.Видео» признал «снижение потребительской активности, в особенности в регионах». Еще раньше так же поступил лидер российского продуктового ритейла «Магнит», впервые за долгое время зафиксировав снижение потребительской активности и переориентацию покупателей на более дешевые товары.
2014 год окажется неблагоприятным для всего рынка, скептичен Александр Малис. Этот год станет последним для многих региональных и локальных сетей. Оставшиеся игроки, которым удастся выйти за ноль, могут считать это большим успехом, рассуждает он. Последний раз подобные потрясения происходили в кризисные 2008–2009 годы, после чего рынок сотового ритейла претерпел радикальные изменения. Так, обанкротились и были вынуждены уйти с рынка даже некоторые его лидеры, такие как Dixis, «Бета Линк» и «Цифроград», а крупнейшие российские сотовые операторы приступили к активному строительству собственной сотовой розницы.
Роман Рожков, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?