Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Покупатель стал изучать цены
Впервые за два года цена продуктов стала для россиян важнее качества
В начале 2015 года россияне снова принялись копить деньги вместо того, чтоб проедать заначки, свидетельствует исследование SberbankCIB. И впервые цена товаров для граждан стала важнее их качества
Благодаря росту курса рубля россияне стали чувствовать себя увереннее – резкой девальвации теперь опасаются 38% потребителей против 45% в четвертом квартале 2014 года. Об этом свидетельствуют данные очередного исследования SberbankCIB под названием «Потребительский индекс Ивановых».
Поверив в рубль, Ивановы прекратили паниковать и проедать сбережения, отложенные на черный день средства. В первом квартале 2015 года доля россиян, не имеющих сбережений, составила 37% (столько же в среднем их было и в 2014 году), но доля месячного дохода, откладываемого на черный день, выросла с 8,3% в четвертом квартале до 9,2%. В последние месяцы 2014 года, и особенно в декабре, потребители пытались сберечь свои накопления от девальвации и активно тратили накопления. В первом квартале 2015 года прирост вкладов физлиц в банках может составить 3%, заявлял 7 апреля на съезде АРБ заместитель председателя Банка России Василий Поздышев.
«Действительно, покупатели меньше внимания обращают на бренд и, по нашим данным, отдают приоритет товарам под собственной торговой маркой сетей, которые стоят дешевле брендированных», – говорит директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. Представитель ГК «Дикси» («Дикси», «Виктория») Екатерина Куманина также отмечает, что покупатели стали чаще выбирать товары под собственными торговыми марками – они дешевле товаров известных брендов минимум на 10%. «Мы отмечаем небольшое снижение спроса в категориях «гастрономия – бакалея – нон-фуд», при этом в категории овощей и фруктов спрос, наоборот, растет», – добавляет она.
«Мы продолжаем инвестировать в цены. Покупатели стали гораздо внимательнее относится к ним, отдавать предпочтение товарам под частными марками и активнее реагировать на акции», – подтверждает менеджер по региональным коммуникациям сети «Лента» Яна Могилева. По ее словам, сеть адаптировала предложение к изменившимся предпочтениям покупателей, в результате чего наблюдался рост продаж и трафика в январе–феврале 2015 года. За период с января 2014 года по январь 2015 года цены на полках магазинов компании в среднем выросли на 12,2%, отмечает она.
Непритязательность растет
Из-за резкого роста инфляции и падающих доходов Ивановы стали обращать меньше внимания на расположение магазинов и уровень обслуживания. По данным Росстата, официальная инфляция за январь–март составила 7,4%, годовая достигла 16,9%.
Исследование SberbankCIB показывает, что лояльность конкретной сети российские покупатели готовы променять на скидки в конкурирующем магазине. Аналитики отмечают, что впервые с начала проведения опроса увеличилось среднее количество торговых сетей, в которых респонденты делают покупки: если в четвертом квартале 2014 года оно составляло 2,3, то в первом квартале 2015 года выросло до 2,8. Несколько розничных сетей подтвердили авторам исследования, что количество покупателей, приходящих в магазины только за теми товарами, на которые есть скидки, увеличилось.
Впрочем, курсируют потребители в любом случае между магазинами крупнейших российских сетей, таких как «Магнит», «Пятерочка» (X5 RetailGroup), «Лента», «Дикси». SberbankCIB в прошлых выпусках исследования отмечал, что крупнейшие ретейлеры – «котирующиеся на бирже розничные сети» – смогут усилить свои позиции за счет перетока покупателей из магазинов несетевой розницы. В отличие от менее сильных торговых форматов они могут позволить себе сдерживать рост цен.
Промоакции есть во всех крупных сетях, но теперь их будет еще больше. «Ашан» инвестирует в цены, чтобы снизить уровень инфляции для покупателей, в большей степени это касается социальных товаров и товаров первой цены, говорит представитель сети. «Дикси» в этом году будет инвестировать в цены еще агрессивнее, подтверждает Куманина.
Справка. Ивановы, на которых ориентировано исследование, – это 2300 горожан трудоспособного возраста, с доходом и уровнем образования, позволяющим отнести опрошенных к среднему классу. На основе ответов респондентов исследователи выводят усредненное консолидированное мнение о потребительских настроениях россиян. Sberbank CIB ведет индекс с 2013 года.
Фото: ТАСС
Анна Левинская, Ирина Жаворонкова, РБК Новости
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?