Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Покупать полные тележки продуктов для многих россиян стало роскошью
На минувшей неделе стало известно, что Центробанк в сентябре ожидает нулевую инфляцию. Однако, судя по всему, россияне вряд ли в ближайшем будущем смогут доверять оптимистическим прогнозам. Из-за не прекращающегося роста цен треть соотечественников отказывает себе в покупке некоторых продуктов, а у 63% жителей малых городов и сел не хватает денег на приобретение самого необходимого. Больше всего людей пугает бесконечное подорожание хлеба.
Август действительно самый несчастливый месяц для россиян. По информации Росстата, инфляция за этот период составила 0,4%, что стало рекордом с 2004 года. Более того, августовский рост потребительских цен оказался выше официального прогноза Минэкономразвития (МЭР) – 0,1%–0,3%. По мнению председателя Союза потребителей России Петра Шелища, прогнозы МЭРа выполняют сейчас скорее идеологическую функцию: они должны успокаивать потребителя, «чтобы россияне не бежали в магазины и не запасались продовольствием».
Но соотечественники уже не верят оптимистическим расчетам властей. Ведь по Росстату в январе–августе продуктовый набор стал дороже на 14,8%. За прошедший месяц на 0,9% подорожал хлеб. Мясо и птица подскочили в цене на 2,2%, морепродукты на 1%. Стоимость молока и молочных продуктов увеличилась на 0,6%, сливочного масла на 0,3%, подсолнечного на 0,6%. Крупа подорожала на 2%, макароны на 1,4%. И только плодовоовощная продукция в августе подешевела на 11,3%, да и то из-за «сезонного фактора». По словам Петра Шелища, большинство населения по-прежнему живет «от зарплаты до зарплаты», а траты на продукты питания занимают основную часть в корзине расходов россиян. В прошлом году, например, 42% доходов соотечественников уходило на еду.
«Из-за постоянного роста цен россияне покупают дешевые и менее качественные продукты питания. Они вынуждены приобретать самое необходимое, но при этом отказывают себе в других видах продовольствия», – заявил Петр Шелищ.
Например, во втором квартале этого года в России снизилось потребление соков. По подсчетам экспертов рынка, доля расходов на этот напиток в общей продуктовой корзине сократилась на 0,2%. И это при том, что в первом полугодии активнее всего развивался вовсе не элитный, а средний ценовой сегмент соков. Специалисты констатируют: потребление фруктовых и овощных напитков в нашей стране составляет лишь 22 литра на человека в год, что в 2–3 раза меньше, чем в Европе.
Инфляция заставляет треть россиян отказываться от некоторых продуктов питания, подтверждают социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения
(ВЦИОМ). Опрос показал, что, как и три месяца назад, 73% соотечественников считают очень высоким уровень инфляции в стране. Сильнее всего цены ударили по мясу и молоку, их рост отмечают 68% и 67% респондентов соответственно. Для 63% опрошенных больше всего подорожал хлеб, для 56% россиян самыми дорогими стали овощи и фрукты. В борьбе с инфляцией треть россиян отказалась от покупки некоторых продуктов, 29% стали искать возможность для дополнительного заработка, и лишь 9% попросили у начальства прибавку к зарплате.
Между тем не стоит забывать, что в регионах ситуация гораздо хуже, чем в столице. Социологи из «Левада-Центра» приводят следующие данные: в малых населенных пунктах и деревнях у 48% населения средств хватает только на пропитание. В Москве таких лишь 3%. Вместе с тем у 7% москвичей не хватает денег на покупку продуктов, но в менее крупных городах и в сельской местности таких жителей насчитывается 63%.
Одной из причин «продовольственной проблемы» в нашей стране Петр Шелищ называет стремительное сокращение предприятий сельского хозяйства. В сравнении с прошлым годом в России исчезло или попросту обанкротилось 15% сельхозорганизаций, а прибавилось лишь 5,4%.
Научный руководитель Центра социальной политики института экономики РАН Евгений Гонтмахер к этому добавляет вытеснение отечественного производителя импортом с прилавков магазинов, возросший монополизм торговых сетей и коррупцию в стране. «Импорт в России растет быстрее, чем экспорт. Вкупе со всеми другими факторами мы имеем продовольственную проблему, которая не разрешится в ближайшие годы. Высокая инфляция теперь стала неотъемлемой частью нашей жизни», – сообщил экономист.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?