Декоративное изображение
5 847

Поделиться

Почему Хасис покинул "Альфа-Групп" без бонусов

Из-за жесткой кадровой политики «Альфа-Групп» заслужила славу одной из самых циничных российских компаний. Даже такие старожилы группы, как Лев Хасис, Владимир Татарчук, и некоторые другие топ-менеджеры уходили из бизнеса «Альфы» с одной зарплатой и без заработанной премии. Пообщавшись с бывшими топ-менеджерами группы, РБК daily попыталась выяснить, какими принципами руководствуются акционеры «Альфа-Групп», когда решают, давать или не давать бонусы уходящему сотруднику.

Кто со мной, тот герой

«Вероятно, принципы, по которым строятся отношения с сотрудниками в «Альфа-Групп», диктуются основными задачами группы. «Альфа» нацелена на постоянный агрессивный рост бизнеса, — рассказывает бывший топ-менеджер X5 Retail Group. — Это своего рода спорт ее главных акционеров, и в этом спорте они считают себя обязанными победить любой ценой». По его словам, владельцев «Альфы» интересуют только баллы, которые дают ощущение победы, поэтому группа ставит интересы бизнеса выше всех остальных, что, естественно, отражается и на кадровой политике. «Ты как управленец интересен группе, только пока даешь взрывной результат, а как только сбавляешь обороты — все, ты выбыл из обоймы, тебя увольняют всеми доступными способами и с наименьшими потерями для группы», — отмечает бывший топ-менеджер компании, входящей в Altimo Holdings and Investments.

Надо отдать должное «Альфе»: этих принципов группа особенно не скрывает от своих сотрудников. В марте этого года пост главного исполнительного директора X5 Retail Group покинул Лев Хасис, отдавший группе около десяти лет и фактически создавший крупнейшего розничного оператора в стране. Уход, по словам самого г-на Хасиса, был связан со сменой рода деятельности. Но участники рынка полагают, что не все так однозначно: решение о смене места работы могло быть связано и с тем, что в последнее время переговоры о покупке «Копейки», которыми занимался г-н Хасис, перешли на уровень акционеров «Альфы». Это, по мнению коллег топ-менеджера, могло подтолкнуть его к досрочному сложению полномочий генерального директора.

Так или иначе, из-за внепланового ухода из компании г-н Хасис не получил бонусных выплат за 2010 год, не скрывая, что «отказ от бонусов был одним из условий расторжения контракта». Ранее, в период острой необходимости Льва Хасиса для X5 Retail Group, его не обижали рублем: за последние пять лет работы он получил около 8 млн долл. зарплаты и соотносимые по сумме бонусы. «Это также одно из проявлений политики «Альфы»: «кто со мной, тот герой, кто без меня, тот… без бонуса», — отмечает один из бывших топов «Альфа-Групп».

Нет в группе и понятия «заслуги перед компанией»: сколь бы эффективно ни работал руководитель, если контракт позволяет не платить годовой бонус, деньги останутся в компании. Это прочувствовал бывший зам­пред правления Альфа-банка Владимир Татарчук, отдавший группе 15 лет. Видимо, ее нанимателей не сильно вдохновило, что в кризис г-н Татарчук и его команда успешно вели борьбу за возвращение долгов и урегулировали в пользу Альфа-банка почти все крупные конфликты — вспомнить хотя бы изнурительные переговоры с «Русалом» (цена вопроса — около 90 млн долл.). Расторгнув контракт раньше срока, топ-менеджер довольствовался фиксированным вознаграждением без долгосрочных бонусов, которые он мог бы получить в «Альфе», если бы не переход в ВТБ. Справедливости ради отметим, что за посткризисный 2009 год, по словам коллег, г-н Татарчук получил бонус в несколько миллионов долларов.

Рули или вали

Идея лишить бывшего сотрудника бонуса иногда воплощалась «Альфой» слишком прямолинейно. «После нескольких лет работы в структуре «Альфа-Групп» и по достижении определенных результатов мне было обещано вознаграждение, — рассказывает бывший топ-менеджер компании, входящей в CTF Holdings. — Однако в момент, когда целевые показатели были почти достигнуты, я был вынужден покинуть компанию». В итоге бонус за результат, над которым работали этот руководитель и его команда, получил его последователь. «Очевидно, что корпорации было интереснее стимулировать нового сотрудника», — объясняет он логику прежнего работодателя.

Порой у увольнявшихся складывалось впечатление, будто их специально подталкивали к быстрому уходу. «Мы с коллегами столкнулись с весьма циничными приемами», — вспоминает бывший топ-менеджер X5 Retail Group. По его словам, как только менеджера на том или ином участке работы хотели заменить, ему в «партнеры» ставили нового управленца и делили между ними полномочия и обязанности. «Делили так, что «партнеры» толкались, как медведи в одной клетке, выясняя, кто кем должен руководить и что решать, — вспоминает топ-менеджер. — Между нами устраивались своего рода тараканьи бега. Естественно, в такой ситуации возникали конфликты, которые со временем становились неконструктивными». В результате один из менеджеров сам написал заявление об уходе, преждевременно расторг контракт и, естественно, лишился бонусов. «Подобные конфликты не пресекались руководителем, поскольку их допускала корпоративная культура «Альфы»: зачем расставаться друзьями, если есть возможность уволить человека без компенсаций, понаблюдав, как он цепляется за место, — рассуждает бывший топ-менеджер X5 Retail Group. — Если не удержался, значит, слабый и в группе тебе не место: подписался рулить — рули, не можешь рулить — вали».

«То, что на смену одному боссу придет другой, в группе не скрывают. Поступки «Альфы» в отношении своих топов — прямое отражение принципов ее кадровой политики: будут новые победы, встанут новые бойцы», — отмечает экс-менеджер компании, входящей в Alfa Finance Holdings. Он надеется, что рано или поздно собственники поймут, что ошибались: «Альфа» часто переоценивает силу и магию своего бренда, на который клюнут хорошие специалисты: их на рынке не так много, и все друг друга знают».

Иногда они возвращаются

Впрочем, некоторым бывшим топ-менеджерам «Альфа-Групп» удавалось отстоять свое право на бонусы. В 2007 году, будучи вице-президентом инвестиционного департамента «Альфа-Эко», Егор Сирота решил поменять место работы. «Размер выплаченных бонусов г-на Сироту не устроил, — вспоминает коллега менеджера, работавший в структуре CTF Holdings. — Недолго думая, он подготовил на своего бывшего работодателя иск в один из иностранных судов. И направил его проект юристам «Альфы» для ознакомления. Те признали, что этот иск они проиграют, и, не доводя дело до суда, г-ну Сироте выплатили недостающие, по его мнению, премиальные».

Интересно, что конфликт никак не отразился на дальнейших взаимоотношениях Егора Сироты с «Альфой». Ее акционеров не смутил «смелый» и не очень приятный для группы поступок менеджера, и уже в марте 2008 года тот вернулся в А1 на должность управляющего директора. «Это обратная сторона кадровой политики «Альфы»: если сотрудник нужен и выгоден бизнесу, его прошлые конфликты не имеют значения», — отмечает топ-менеджер «Альфа-Групп». По его словам, лояльность группы можно объяснить и тем, что г-н Сирота получал образование и имеет опыт работы за границей (в частности, в Merrill Lynch и Lehman Brothers), что весьма ценится Михаилом Фридманом. 1 февраля 2011 года Егор Сирота снова покинул группу, став руководителем нового подразделения «Ренессанс Капитала» — «Ренессанс Инвестиции». Ушел он до периода отчетов и выплат годовых премий (апреля).

Похожий круговорот в «Альфе» совершил и нынешний член правления Альфа-банка Андрей Соколов. В 2000 году между «Альфой» и МДМ-банком завязалась борьба за финансовые потоки Минатома, которые оценивались экспертами в 1 млрд долл. в год. Именно в это время г-н Соколов, отвечавший в Альфа-банке за работу с крупными клиентами, в том числе с предприятиями атомной отрасли, перешел в стан противника: в марте 2002 года Андрей Соколов стал зампредом МДМ-банка. Причем г-н Соколов ушел из «Альфы» не один, а прихватил с собой команду менеджеров из клиентского управления, работавших с предприятиями Мин­атома, чем заметно ослабил позицию Альфа-банка в борьбе. Прибрать атомную отрасль к рукам МДМ-банку не удалось: в Минатоме поменялось руководство, которое направило финансовые потоки отрасли из Конверсбанка в госбанки. И в июле 2002-го г-н Соколов покинул МДМ-банк, затем в течение года (до июля 2003 года) возглавлял совет директоров страховой компании «РЕСО-Гарантия». А с первого сентября 2003 года вернулся в Альфа-банк зампредом правления, ответ­ственным за отношения с гос­органами. Сегодня г-н Соколов — управляющий отделением «А-Клуб» Альфа-банка.

Одним из немногих, кто смог покинуть «Альфа-Групп» раньше окончания договора и сохранил право на бонусы, стал бывший главный управляющий директор «ВымпелКома» Александр Изосимов. Его второе пришествие в структуру «Альфы» было вызвано необходимостью закрыть сделку по объединению Vimpelcom с египетской Wind Telecom (принадлежит миллиардеру Нагибу Савирису). Участники рынка рассказывают, что г-н Изосимов лично уговаривал миноритариев «ВымпелКома» согласиться на объединение операторов. «Он вел переговоры мастерски: встречался с каждым из них в кафе и под первое, второе и компот рассказывал миноритариям, какие перспективы отроются перед ними после объединения операторов», — рассказывает бывший коллега Александра Изосимова. Сделав дело, он покинул компанию, не дождавшись завершения контракта, который действовал до конца 2011 года. Однако, как уверяют источники, знакомые с переговорами менеджера с главными акционерами «Альфы», несмотря на уход раньше оговоренного срока, г-н Изосимов все же получит достойный бонус: за объединение ему обещано «несколько миллионов долларов». www.rbcdaily.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами