Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
По ком ударит покупка "Холидея"
На прошлой неделе стало известно, что крупнейший федеральный продуктовый ритейлер Х5 RetailGroup покупает бизнес крупнейшего сибирского ритейлера — сети «Холидей Классик». По информации газеты «Коммерсант», уже подписан протокол о намерениях — покупку планируется оплатить акциями Х5. О сделке может быть объявлено до 1 июля. По ее итогам владельцы «Холидея» получат 5–7% объединенной с Х5 компании. Финансовые аналитики позитивно оценивают эту новость, полагая, что анонсированные условия сделки справедливы. Однако участники рынка считают, что эта сделка может серьезно ударить по местному франчайзи «Пятерочки» (входит в X5) — компании «Новые Торговые Системы».
Сеть «Холидей Классик» — крупнейшая по объемам продаж мультиформатная сеть в Сибири, созданная в результате слияния трех сетей — «Холидей», «Сибириада» и «Кора». На данный момент «Холидей» управляет 134 магазинами. Продажи в 2008 г. составили около 23 млрд руб., EBITDA — около 1,7 млрд руб., долг — 7,5 млрд руб. 75% акций «Холидея» принадлежит основателям сети (Группа «Лэнд») и 25% — группе компаний «Ренова» Виктора Вексельберга и Александра Мамута.
По оценкам Банка Москвы, 100% акций сети «Холидей Классик» могут стоить около 4–5 млрд руб., что соответствует порядка 5% в капитале объединенной компании. После объединения доля группы на рынке розничной торговли продовольственными товарами достигнет 4%. Долг группы составит порядка $2 млрд, долг/EBITDA — 2.7-3x. «В очередной раз X5 подтверждает свой статус главного консолидатора отрасли. Покупка «Холидея» позволит X5 выйти в Сибирский регион, тем самым распространив свое присутствие почти по всей стране. Увеличение доли рынка позволит перезаключить договоры с поставщиками, что увеличит рентабельность «Холидея» и всей группы», — говорит аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова, добавляя, что новость оценивается как позитивная, однако отсутствие информации о финальных условиях сделки не позволяет сделать четкие выводы.
По мнению управляющего партнера компании Management Development Group Inc, управляющего партнера розничных сетей «ПродECO» и «Гастрономчик» Дмитрия Потапенко, эта сделка — хороший шанс для сети «Холидей Классик», однако подобное анонсирование может быть давлением на местную компанию «Новые Торговые Системы» — франчайзи «Пятерочки» в Новосибирской области и на Алтае.
«В условиях сегодняшнего положения на рынке, кроме Х5, на такие сделки вряд ли кто-то способен. Для этого надо уметь хорошо работать с инвесторами. Пожалуй, ни одна региональная сеть не уделяла должного внимания ни road show, ни отчетности, ни хорошему PR, который ограничивался только локальным уровнем. Западные инвесторы едва успели «распробовать» московский бизнес, и, уверяю вас, они пока не имеют представления о сибирских компаниях. А Х5 очень выгодно обращает неумение региональных компаний работать с инвесторами в свою пользу», — считает Потапенко.
Впрочем, по мнению эксперта, «Холидей» — не лучшее приобретение для Х5, которая может столкнуться с немалыми трудностями при дистанционном контроле большого количества офисов, работающих по своим стандартам. Дмитрий Потапенко также добавляет, что если сделка состоится, это непременно повлияет на местного франчайзи «Пятерочки». «Как наиболее вероятное следствие — снижение стоимости компании-франчайзи. Судя по всему у этой компании довольно затруднительное положение, и анонс подобной сделки может подтолкнуть ее владельцев к продаже компании, — говорит Дмитрий Потапенко. — С точки зрения консолидации это очень правильный шаг со стороны Х5 и грамотный PR-ход, который может повлиять не на первичную сделку, а стать способом давления на сибирского франчайзи. И пропуск такого удара местным франчайзи будет равен признанию его несостоятельности».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?