Декоративное изображение
3 379

Поделиться

Плазменный рост

В начале года продавцы электроники и бытовой техники вопреки соб­ст­вен­ным ожиданиям зафиксировали значительный рост продаж. Однако в целом по году ждут серьезного спада.  Начало года принесло для российских ритейлеров хорошие новости. Как сообщили «Ф.» в торговых сетях «Мир», «Тех­но­си­ла» и «М.Видео», их январские продажи по сравнению с аналогичным месяцем 2008 года увеличились на 12%, 15% и 47% соответственно. При этом, по словам представителя «Мира» Елизаветы Тотуновой, основной рост пришелся не на мелкую бытовую технику, а на дорогие товары, такие, как ЖК-телевизоы и плазменные панели. «Причина в том, что люди стали конвертировать свои накопления в технику на фоне стремительно дешевеющего в начале года рубля», – объясняет тренд вице-президент по стратегии «Техносилы» Леонид Тюкавкин. Топ-менеджер знает, о чем говорит: в минувшем январе продажи его компании составили 3,9 млрд рублей, что на 60% превышает плановый показатель. Довольно началом года и руководство «М.Видео»: выручка магазинов компании, существующих более одного года, в январе оказалась больше плана на 10%. Нет оптимизму. Вме­сте с тем оптимизм ритейлеров не переходит в эйфорию: они прекрасно понимают, что цифры январских продаж наверняка станут для них последней хорошей новостью в этом году. «На рынке будут преобладать негативные тенденции, такие, как сокращение ассортиментных линеек и товарных запасов», – полагает аналитик «ВТБ Капитала» Марина Колбина. В самом деле, уже сегодня такие сети, как «Эльдорадо» и «Техносила», сократили ассортимент по сравнению с летом 2008 года на 20% и 15%. «Подобная мера помогает в кризисный период обойтись меньшим объемом оборотных средств», – комментирует гендиректор «Эльдорадо» Игорь Немченко. По его словам, 80% продаж его сети дают 20% товаров, а остальные лишь обеспечивают широту ассортимента, что хорошо на растущем рынке, но слишком накладно на фоне кризиса. По мнению опрошенных «Ф.» экспертов, не обойдется в этом году и без повышения цен на электронику и бытовую технику. «Рентабельность ритейлеров сегодня снижается, – констатирует гендиректор компании «Эксперт-ритейл» Кирилл Новиков. – До кризиса их прибыль после вычета расходов на аренду и зарплату составляла 2–3%. Весной и летом покупателей у ритейлеров станет значительно меньше, чем в январе, а ставки по кредитам наверняка не уменьшатся. Так что для сохранения хотя бы минимальной прибыли им придется повышать цены». На сколько? Официально комментировать этот момент сети отказались, однако, как сообщил «Ф.» источ­ник в РАТЭК, в кулуарах организации говорят о 15–35%. Спад неизбежен. Все эти негативные тенденции заставляют отраслевых игроков крайне пессимистично смотреть на перспективы рынка к концу года. По мнению Игоря Немченко, к декабрю рынок сожмется на 10–20%, а в худшем случае – и во­все на 30%. «Падение составит 15–20%, а наши обороты по сравнению с 2008 годом снизятся с 19,4 до 16 млрд рублей», – говорит Елизавета Тотунова. Это вынудило компанию значительно скорректировать свою инвестпрограмму на 2009 год: если сначала «Мир» планировал инвестировать $35 млн в открытие 21 регионального склада и магазина, то теперь хочет открыть только 10 складов и магазинов за $12 млн. Не менее пессимистично настроена и «Техносила»: ожидаемый уровень ее оборотов в этом году составляет 41 млрд рублей, в то время как прошлый год компания закончила с показателем в 49 млрд рублей. Не испытывают оптимизма в отношении итогов года не только продавцы, но и производители бытовой техники. «Падение будет, скорее всего, неравномерным, – полагает коммерческий директор Electrolux в России Антон Чумаков. – Те товарные категории, где превалирует так называемый средний сегмент, то есть встраиваемая техника, им­порт­ные холодильники, стиральные и посудомоечные машины, пострадают больше всего. Самый дорогой сегмент и самый низкий пострадают меньше. Если кризис затянется, что очень возможно, то падение рынка может достичь 20–25%». В целом же, по расчетам «Ренессанс Капитала», в 2009 году рынок электроники и бытовой техники может ужаться на 10%, до 787 млрд рублей: скажутся уменьшающиеся доходы населения и безработица, которая, по прог­но­зам Минздравсоцразвития, в текущем году вырастет до 2,1–2,2 млн человек.

Финанс  Александр Макаренко

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами