Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Платежные терминалы принесли "Евросети" незапланированный доход
Когда ровно год назад «Евросеть» взялась принимать в своих салонах деньги за билеты первой российской низкобюджетной авиакомпании Sky Express, она и сама не представляла себе, во что ввязалась. «Мы рассчитывали, что через нас будет проходить 25% наличных платежей, получаемых Sky Express через сторонних партнеров», — вспоминает вице-президент «Евросети» по коммерции Дмитрий Денисов. Результаты, озвученные на прошлой неделе, превзошли все ожидания: доля «Евросети» достигла 80%.
При взгляде на общие объемы продаж Sky Express это впечатляет меньше. За год через «Евросеть» прошло 230 000 клиентов Sky Express — примерно четверть общего числа пассажиров. Но услугами прочих партнеров перевозчика («ВТБ 24», «Почта России» и др.) воспользовалось и вовсе мизерное количество — около 60 000 человек. Остальные платили за билеты в авиакассах или, гораздо реже, банковской карточкой через сайт. Что ни говори, сотрудничество авиаперевозчика с торговцем телефонами сложилось на редкость удачно.
Глава департамента маркетинга авиакомпании Максим Побережник объясняет это многочисленностью и удобным расположением офисов продаж «Евросети»: ее желтые павильончики стоят чуть ли не у каждого выхода из метро. В Москве сейчас 431 салон этой компании. Но ведь авиакасс в столице значительно больше: по данным журнала «Авиатранспортное обозрение», — примерно 1000, и многие из них работают прямо в метро. Выходит, дело не только в доступности. Секрет объясняется просто. Покупая билет в кассе, пассажир платит 300-700 руб. комиссионных. Сумма не слишком принципиальная для обычных авиапассажиров, но весьма ощутимая для тех, кому удалось воспользоваться сверхнизкими тарифами, которые время от времени предлагает Sky Express, — от 500 до 1000 руб. за полет в любую точку. А «Евросеть» с пассажира ничего не берет — ее услуги оплачивает авиакомпания. Для работы со Sky Express «Евросеть» использует ту же систему, что и для приема платежей за сотовую связь. Придя в салон, человек просто называет 12-значный цифровой код, полученный в центре бронирования Sky Express или на сайте, и через час информация о совершенном платеже приходит в авиакомпанию.
Точная сумма комиссионных, которые «Евросеть» получает со Sky Express за эту нехитрую операцию, разумеется, коммерческая тайна — назвать ее отказались в обеих компаниях. По оценкам специалистов по продажам авиакомпаний, опрошенных , партнер по приему платежей может оставлять себе 2-5% полученных с пассажира денег. Выручка Sky Express за год сотрудничества с «Евросетью» составляет примерно $80 млн ($58 млн — в 2007 г., остальное — за I квартал 2008 г.). На продажу билетов приходится 90% этой суммы. Четверть ее, то есть $18 млн, обеспечила компании «Евросеть». Выходит, ее комиссия составила $350 000 — 900 000.
Деньги для «Евросети» на самом деле немалые. В 2007 г. ее выручка по МСФО составила $3,6 млрд. Но дело в том, что бизнес ее очень низкомаржинальный: например, в 2006 г. (данные за прошлый год неизвестны) чистая прибыль «Евросети» составила всего $22 млн. А ведь объемы перевозок Sky Express растут, и партнеры рассчитывают на пропорциональный рост платежей через «Евросеть». К тому же сотрудничество со Sky Express — это только начало раскрутки нового бизнеса «Евросети». Вслед за Sky Express и другие российские авиакомпании уже обращаются в «Евросеть» с предложениями о сотрудничестве, уверяет Дмитрий Денисов. А с «Уральскими авиалиниями» оно уже началось.
Судя по всему, «Евросети» просто повезло с конъюнктурой. «Российские покупатели пока не привыкли оплачивать пластиковой карточкой через Интернет товары и услуги. Есть некое недоверие, которое сложно преодолеть, — рассуждает Денисов. — Такой уж у нас менталитет».
80% доля «Евросети» в платежах, полученных Sky Express через партнеров
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.