Пиво сохраняет первенство
В структуре легального производства алкогольных напитков в
России по-прежнему лидирует пиво
По данным «Анализа рынка алкогольных напитков в России»,
подготовленного BusinesStat в 2014 г., российский рынок алкогольных напитков
характеризуется преобладанием отечественного алкоголя в объёме предложения и
значительной долей контрафактной продукции, произведённой на территории страны.
В 2013 г. доля внутреннего производства составила порядка 82,4% от объёма
предложения. При этом более 14% от выпуска алкоголя пришлось на теневое
производство. Таким образом, объём контрафактной продукции на рынке алкогольных
напитков превысил 1,68 млрд л, что составляет 11,6% в суммарном объёме
предложения.
В структуре легального производства алкогольных напитков
традиционно лидирует пиво. В 2013 г. доля выпуска пива от суммарного объёма
производства составила 81,6% (8,34 млрд л). На втором месте по объёму
производства находится водка и ликёроводочные изделия с долей 9,2% (0,94 млрд
л). Третье место по выпуску готовой продукции в 2013 г. пришлось на вина, доля
которых составила 5,7% (0,58 млрд л).
За 2009-2013 гг. легальное производство пива в России
снизилось более чем на 23%: с 10,8 млрд литров до 8,3 млрд литров. Падение
объёмов производства связано с жёсткими мерами правительства в отношении пивной
отрасли. С 1 июля 2012 г. вступили в силу изменения в законодательство,
согласно которым пиво приравняли к алкоголю. Была запрещена реклама этого
напитка и его продажа в ларьках и киосках. Кроме того, была ограничена продажа
пива по времени – с 23:00 до 8:00 часов. Ущерб пивной отрасли нанесла и
акцизная политика. За пятилетний период ставка акциза на пиво малой крепости
была увеличена в 5 раз: с 3 руб. за литр до 15 руб. за литр. К 2017 г. сбор
поднимут до 22 руб. за литр пива с содержанием объёмной доли этилового спирта
от 0,5% до 8,6%. В свою очередь, акциз на крепкое пиво за 2009-2013 гг. был
увеличен в 2,7 раза: с 9,8 руб. за литр до 26 руб. за литр. В 2017 г. акцизный
сбор на данный вид пива вырастет до 41 руб. за литр продукции.
«РБК. Исследования рынков»