Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Пиво снизило обороты
Российские продажи пивоваренного концерна Anheuser-Busch InBev по итогам I квартала 2009 года в натуральном выражении снизились на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, говорится в отчете компании. Концерн поясняет падение своих продаж общим снижением объемов российского пивного рынка и сокращением своей рыночной доли в массовом сегменте из-за фокуса на более маржинальных брендах.
Как сообщалось ранее, по оценкам другого пивоваренного концерна, датского Carlsberg, в январе-марте объем российского пивного рынка сократился на 7% в натуральном выражении.
А по данным Росстата, в первом квартале 2009 года объем производства пива в России снизился на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. По словам председателя исполкома Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, падение производства пива было связано с негативным эффектом от введения в 2008 году опережающей ставки акциза на пиво, который заметно усилился на фоне снижения покупательской способности населения в нашей стране.
Как сообщили BFM.ru в Союзе пивоваров России, в I квартале 2009 года в России было произведено 220,7 млн дал пива, что составляет 94,0 % к аналогичному периоду 2008 года. При этом если в феврале отрасль частично компенсировала январское падение показателей, то в марте снова проявилась тенденция к отставанию. Если в январе снижение производства составило 7,2 %, сравнительно с январем 2008 года, а в феврале — 2,7% (к февралю 2008 года), то в марте уровень производства снизился на 7,6% (к марту 2008 года).
Первые два месяца 2009 года продемонстрировали такое же поведение производственных показателей пивоваренной отрасли, какое наблюдалось в начале 2003, 2005, 2006, 2008 годов, когда год начинался с падения производства в январе, иногда с весьма значительного, до 29,3%, как в январе 2008 года (в сравнении с январем 2007 года), а затем рост показателей восстанавливался, и при завершении отчетного периода обеспечивал общий годовой прирост производства пива. Однако в 2009 года на этот естественный тренд пивоваренной отрасли накладывается негативное влияние последствий экономического кризиса, что и привело к необычно низким показателям по итогам I квартала в целом.
Изменились и доли крупнейших игроков на рынке. Рыночная доля InBev снизилась с 19,1% в январе-марте 2008 года до 16,8% за тот же период 2009 года. По итогам прошлого года снижение объема продаж Anheuser-Busch InBev на российском рынке составило 12,4%, в IV квартале 2008 года — 21,1%.
Тогда компания объясняла слабый результат общей стагнацией российского пивоваренного рынка. В частности, сокращение продаж обусловило остановку в декабре 2008 года новейшего пивоваренного завода компании «САН ИнБев» в Пушкине, выпускавшего марку «Тинькофф».
Две крупнейших в мире пивоваренных компании завершили слияние в ноябре 2008 года: InBev приобрела Anheuser-Busch за 52 млрд долларов и поменяла название на Anheuser-Busch InBev. Объединенная компания управляет портфелем из более чем 200 торговых марок, включая глобальные бренды Budweiser, Stella Artois, Beck's, Leffe и Hoegaarden, а также локальными Bud Light, Skol, Brahma, Quilmes, Michelob, Harbin, «Клинское», «Сибирская корона», «Черниговско» и Jupile., InBev принадлежит 8 заводов в России и 3 — на Украине. Anheuser-Busch начала производство своего пива Bud в России в ноябре прошлого года на мощностях петербургского завода Heineken.
Происходящее падение российских показателей Anheuser-Busch InBev в том числе свидетельствует об обострении борьбы за российского покупателя с основными конкурентами из подконтрольных международному концерну Carlsberg структур.
Как стало известно 7 мая, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в январе-марте 2009 года снизала объем продаж в натуральном выражении на 5% — до 8,5 млн гектолитров. В сообщении отмечается, что на падение продаж повлияло снижение спроса. При этом по итогам первого квартала «Балтика» увеличила долю рынка на 1,5 процентного пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 39,9%.
«Несмотря на 7-процентное падение объемов рынка пива в I квартале, мы сохраняем наш прогноз на год в целом — снижение рынка на 2%, основываясь на ожиданиях некоторого улучшения динамики потребления в дальнейшем. На фоне неблагоприятных внешних факторов в I квартале, компания сохраняет устойчивость и демонстрирует рост прибыли и рентабельности», — приводятся в пресс-релизе слова президента «Балтики» Антона Артемьева.
Как отметили в Союзе пивоваров, рост цен на импортное пиво за первые два месяца 2009 года составил всего 2%, несмотря на неблагоприятное для импорта изменение валютных курсов. Доля пива в общей сумме сборов акцизов от оборота импортных напитков увеличилась сравнительно январем-февралем 2008 года на 3% и достигла 9,9%. Рост доли пива в импорте связан с резким падением ввоза крепкого алкоголя и вин. Таким образом, несмотря на снижение доходов населения и невыгодное для импорта изменение валютных курсов, потребление импортных брендов пива остается относительно стабильным.
Как считают в Союзе пивоваров, текущая ситуация с валютными курсами более позитивно может сказаться на внешнеэкономической активности российских пивоваров. Так, по итогам первых трех месяцев года, объем продаж компании «Очаково» на экспорт вырос на 25,1% в денежном эквиваленте. Основной рост связан с увеличением объема экспорта пива в ПЭТФ-упаковке. По итогам I квартала 2009 года наиболее активные поставки осуществлялись в Беларусь и Германию. Значительно увеличились объемы экспорта в США, Латвию и Грецию. Для сравнения, по итогам 2008 года экспорт пива компании «Очаково» вырос на 16,5 %, а основной рост был связан с увеличением объема экспорта премиальных сортов пива на 32,1%.
В докризисный период пивоваренные компании проводили политику по премиализации портфелей своих брендов и аналитики считали, что экономический кризис будет способствовать переориентации потребительского спроса в пользу более дешевых продуктов. Однако статистика пока не отражает этого.
В январе-феврале 2009 года доля лицензионного сегмента увеличилась по объему на 0,1% по сравнению с последним кварталом 2008 года и достигла 12,9 %. Доля премиального пива выросла по объему также на 0,1%, и достигла 24,8%. Интересно, что доля премиального сегмента по стоимости при этом сократилась на 0,1% и составляет 30,1%. При этом прирост средней цены пива в этом сегменте — один из самых больших на рынке, и достигает 3,8%.
Деятельность компаний по выводу новых марок пива в лицензионном и премиальном сегментах также не показывает свертывания премиализации. В I квартале 2009 года целый ряд производителей вышел на рынок с новыми сортами лицензионного и премиального пива. Так, группа компаний Heineken в России начала производство темного пива стаут Guinness Original на мощностях «Пивоварни Хейнекен» в Санкт-Петербурге. С начала весны 2009 года это пиво появилось в точках розничной торговли Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов России в бутылке и банке 0,5 л.
Не менее активные действия в преддверии нового сезона крупнейшие пивоваренные компании проявляют и в других ценовых сегментах. Входящая в шестерку крупнейших производителей пива в России, компания «Очаково» сообщила о выпуске первого, по утверждению компании, парового пива на российском рынке, при создании которого применяется комбинация верхового и низового брожения. «Очаково Steam beer» — светлое непастеризованое пиво, которое выпускается в ПЭТФ-упаковке объемом 1,5 и 2,5 литра. Бренд запускается в экономическом ценовом сегменте.
Следующее событие в эконом-сегменте отражает политику компаний по расширению географии продаж хорошо зарекомендовавших себя локальных брендов. С марта 2009 года группа EFES начала федеральные продажи своей успешной локальной марки Green Beer, которая ранее было доступно только в отдельных восточных регионах страны.
Интервью
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?