Декоративное изображение
4 599

Поделиться

Пиво снизило обороты

 I квартале объем российского пивного рынка в натуральном выражении упал на 7%. Пивовары отвечают расширением продуктовой линейки. А привыкшие к хорошему пиву потребители не переходят на дешевые сорта, но теперь предпочитают пиво покрепче.

Российские продажи пивоваренного концерна Anheuser-Busch InBev по итогам I квартала 2009 года в натуральном выражении снизились на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, говорится в отчете компании. Концерн поясняет падение своих продаж общим снижением объемов российского пивного рынка и сокращением своей рыночной доли в массовом сегменте из-за фокуса на более маржинальных брендах.

Как сообщалось ранее, по оценкам другого пивоваренного концерна, датского Carlsberg, в январе-марте объем российского пивного рынка сократился на 7% в натуральном выражении.

А по данным Росстата, в первом квартале 2009 года объем производства пива в России снизился на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. По словам председателя исполкома Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, падение производства пива было связано с негативным эффектом от введения в 2008 году опережающей ставки акциза на пиво, который заметно усилился на фоне снижения покупательской способности населения в нашей стране.

Как сообщили BFM.ru в Союзе пивоваров России, в I квартале 2009 года в России было произведено 220,7 млн дал пива, что составляет 94,0 % к аналогичному периоду 2008 года. При этом если в феврале отрасль частично компенсировала январское падение показателей, то в марте снова проявилась тенденция к отставанию. Если в январе снижение производства составило 7,2 %, сравнительно с январем 2008 года, а в феврале — 2,7% (к февралю 2008 года), то в марте уровень производства снизился на 7,6% (к марту 2008 года).

Первые два месяца 2009 года продемонстрировали такое же поведение производственных показателей пивоваренной отрасли, какое наблюдалось в начале 2003, 2005, 2006, 2008 годов, когда год начинался с падения производства в январе, иногда с весьма значительного, до 29,3%, как в январе 2008 года (в сравнении с январем 2007 года), а затем рост показателей восстанавливался, и при завершении отчетного периода обеспечивал общий годовой прирост производства пива. Однако в 2009 года на этот естественный тренд пивоваренной отрасли накладывается негативное влияние последствий экономического кризиса, что и привело к необычно низким показателям по итогам I квартала в целом.

Изменились и доли крупнейших игроков на рынке. Рыночная доля InBev снизилась с 19,1% в январе-марте 2008 года до 16,8% за тот же период 2009 года. По итогам прошлого года снижение объема продаж Anheuser-Busch InBev на российском рынке составило 12,4%, в IV квартале 2008 года — 21,1%.

Тогда компания объясняла слабый результат общей стагнацией российского пивоваренного рынка. В частности, сокращение продаж обусловило остановку в декабре 2008 года новейшего пивоваренного завода компании «САН ИнБев» в Пушкине, выпускавшего марку «Тинькофф».

Две крупнейших в мире пивоваренных компании завершили слияние в ноябре 2008 года: InBev приобрела Anheuser-Busch за 52 млрд долларов и поменяла название на Anheuser-Busch InBev. Объединенная компания управляет портфелем из более чем 200 торговых марок, включая глобальные бренды Budweiser, Stella Artois, Beck's, Leffe и Hoegaarden, а также локальными Bud Light, Skol, Brahma, Quilmes, Michelob, Harbin, «Клинское», «Сибирская корона», «Черниговско» и Jupile., InBev принадлежит 8 заводов в России и 3 — на Украине. Anheuser-Busch начала производство своего пива Bud в России в ноябре прошлого года на мощностях петербургского завода Heineken.

Происходящее падение российских показателей Anheuser-Busch InBev в том числе свидетельствует об обострении борьбы за российского покупателя с основными конкурентами из подконтрольных международному концерну Carlsberg структур.

Как стало известно 7 мая, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в январе-марте 2009 года снизала объем продаж в натуральном выражении на 5% — до 8,5 млн гектолитров. В сообщении отмечается, что на падение продаж повлияло снижение спроса. При этом по итогам первого квартала «Балтика» увеличила долю рынка на 1,5 процентного пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 39,9%.

«Несмотря на 7-процентное падение объемов рынка пива в I квартале, мы сохраняем наш прогноз на год в целом — снижение рынка на 2%, основываясь на ожиданиях некоторого улучшения динамики потребления в дальнейшем. На фоне неблагоприятных внешних факторов в I квартале, компания сохраняет устойчивость и демонстрирует рост прибыли и рентабельности», — приводятся в пресс-релизе слова президента «Балтики» Антона Артемьева.

Как отметили в Союзе пивоваров, рост цен на импортное пиво за первые два месяца 2009 года составил всего 2%, несмотря на неблагоприятное для импорта изменение валютных курсов. Доля пива в общей сумме сборов акцизов от оборота импортных напитков увеличилась сравнительно январем-февралем 2008 года на 3% и достигла 9,9%. Рост доли пива в импорте связан с резким падением ввоза крепкого алкоголя и вин. Таким образом, несмотря на снижение доходов населения и невыгодное для импорта изменение валютных курсов, потребление импортных брендов пива остается относительно стабильным.

Как считают в Союзе пивоваров, текущая ситуация с валютными курсами более позитивно может сказаться на внешнеэкономической активности российских пивоваров. Так, по итогам первых трех месяцев года, объем продаж компании «Очаково» на экспорт вырос на 25,1% в денежном эквиваленте. Основной рост связан с увеличением объема экспорта пива в ПЭТФ-упаковке. По итогам I квартала 2009 года наиболее активные поставки осуществлялись в Беларусь и Германию. Значительно увеличились объемы экспорта в США, Латвию и Грецию. Для сравнения, по итогам 2008 года экспорт пива компании «Очаково» вырос на 16,5 %, а основной рост был связан с увеличением объема экспорта премиальных сортов пива на 32,1%.

В докризисный период пивоваренные компании проводили политику по премиализации портфелей своих брендов и аналитики считали, что экономический кризис будет способствовать переориентации потребительского спроса в пользу более дешевых продуктов. Однако статистика пока не отражает этого.

В январе-феврале 2009 года доля лицензионного сегмента увеличилась по объему на 0,1% по сравнению с последним кварталом 2008 года и достигла 12,9 %. Доля премиального пива выросла по объему также на 0,1%, и достигла 24,8%. Интересно, что доля премиального сегмента по стоимости при этом сократилась на 0,1% и составляет 30,1%. При этом прирост средней цены пива в этом сегменте — один из самых больших на рынке, и достигает 3,8%.

Деятельность компаний по выводу новых марок пива в лицензионном и премиальном сегментах также не показывает свертывания премиализации. В I квартале 2009 года целый ряд производителей вышел на рынок с новыми сортами лицензионного и премиального пива. Так, группа компаний Heineken в России начала производство темного пива стаут Guinness Original на мощностях «Пивоварни Хейнекен» в Санкт-Петербурге. С начала весны 2009 года это пиво появилось в точках розничной торговли Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов России в бутылке и банке 0,5 л.

Не менее активные действия в преддверии нового сезона крупнейшие пивоваренные компании проявляют и в других ценовых сегментах. Входящая в шестерку крупнейших производителей пива в России, компания «Очаково» сообщила о выпуске первого, по утверждению компании, парового пива на российском рынке, при создании которого применяется комбинация верхового и низового брожения. «Очаково Steam beer» — светлое непастеризованое пиво, которое выпускается в ПЭТФ-упаковке объемом 1,5 и 2,5 литра. Бренд запускается в экономическом ценовом сегменте.

Следующее событие в эконом-сегменте отражает политику компаний по расширению географии продаж хорошо зарекомендовавших себя локальных брендов. С марта 2009 года группа EFES начала федеральные продажи своей успешной локальной марки Green Beer, которая ранее было доступно только в отдельных восточных регионах страны.  

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами