Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Пиво привыкает к алкоголю
Как правительство решало, пить или не пить
Войну алкоголизации населения российские власти объявили давно, но решающий бой был дан в 2011 году: ночные продажи напитков крепче 5 градусов запретили по всей стране. Больше остальных пострадали пивовары, продукцию которых законодательно приравняли к алкоголю.
Россияне выпивают около 18 литров чистого алкоголя в год на душу населения, что в два раза превышает уровень, который, по мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), является опасным для жизни и здоровья человека. Такими словами президент Дмитрий Медведев 12 августа 2009 года дал старт антиалкогольной кампании. Спустя месяц на сайте kremlin.ru появился перечень поручений правительству по снижению потребления алкоголя, который в том числе включал запрет на продажу в нестационарных торговых точках пива и напитков на его основе крепостью более 5 градусов, а также установление временных ограничений по торговле алкоголем. Крепкий алкоголь в киосках продавать уже давно запрещено, а временные границы устанавливали региональные власти на собственное усмотрение. Так, например, в Москве с 1 сентября 2010 года было запрещено торговать алкоголем крепостью более 15 градусов с 22:00 до 10:00, а в Московской области со 2 мая прошлого года – с 21:00 до 11:00.
Поручения Дмитрия Медведева в этом году оформили законодательно. Над поправками к 171-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции» трудились депутаты Госдумы и Росалкогольрегулирование (РАР). Итоговый вариант оказался даже более жестким, чем хотел президент: ограничения по торговле распространились на всю алкогольную продукцию крепче 0,5 градуса. Под запретом едва не оказались продажи кефира и кваса: в их продукции доля содержания этилового спирта превышает 0,5%.
В результате с 22 июля 2011 года пиво, как и любой другой алкоголь крепостью более 5 градусов, стало запрещено продавать на федеральном уровне с 23:00 до 8:00, с 1 января 2013 года аналогичный запрет будет действовать уже на всю продукцию крепостью более 0,5 градуса. Также с начала 2013 года пиво должно полностью исчезнуть из уличных ларьков, киосков и палаток – через эти каналы сбыта пивовары, по собственной оценке, продают сейчас примерно 25–30% своей продукции. Регионы при этом смогут устанавливать более жесткие ограничения.
Исчезнет пиво в следующем году и со многих рекламных носителей: с 22 июля 2012 года запрещается его продвижение на телевидении, радио и на объектах наружной рекламы. Единственными значимыми каналами продвижения останутся интернет и печатная пресса (за исключением первой и последней полос). В 2010 году пивовары только на телевизионную рекламу потратили 3,2 млрд руб. По данным аналитического центра «Видео Интернешнл», за январь–сентябрь 2011 года общие затраты пивоваров на рекламу составили около 7,315 млрд руб. с НДС. Прирост к аналогичному периоду 2010 года – 20%. На телевидении за январь–сентябрь рекламные бюджеты пивоваров достигли 3,3 млрд руб.
Однако главная головная боль для пивоваров связана с планами запретить реализацию их продукции в пластиковой (ПЭТ) таре. Изначально эта норма была зафиксирована в тех же поправках к 171-ФЗ, но потом перекочевала в техрегламент «О безопасности алкогольной продукции» Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, утверждение которого должно состояться в следующем году. В России сейчас в ПЭТ-таре продается около 50% всего пива. Как правило, это низкомаржинальные марки, которые по себестоимости выгоднее разливать в пластик, чем в стеклянную или алюминиевую тару. По подсчетам Ernst & Young, запрет ПЭТ-тары может привести в следующем году к сокращению потребления пива более чем на 20%, а прибыль пивоваров может упасть в 2,8 раза.
Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.