Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Пиво не пенится без госдотаций
Президент пивоваренного гиганта Anheuser-Busch InBev по Центральной и Восточной Европе британец Стюарт Макфарлейн оказался хозяином своему слову. Не найдя понимания у властей Чувашии, компания, как и обещала, закрыла свой завод в Новочебоксарске. С начала нынешнего года пивовары вели переговоры с руководством республики о предоставлении им субсидий на производство, обещая в противном случае закрыть завод. Необходимость дотаций в Anheuser-Busch InBev объясняли усилением административного давления на отрасль и падением объемов производства. Потери бюджета Чувашии в связи с закрытием пивзавода превысят 600 млн руб. в год.
Завод в Чувашии стал уже вторым, закрытым Anheuser-Busch InBev в течение года. В августе 2012 года компания закрыла производство на курском «Пикуре», объяснив это решение «мерами по сохранению конкурентоспособности» в условиях законодательных ограничений, роста акцизов и падения рынка. После объявления о прекращении работы в Чувашии у Anheuser-Busch InBev в России осталось семь собственных заводов — в Клину, Волжском, Омске, Ангарске, Саранске, Перми и Иваново.
В отличие от ситуации с Курском, где губернатор региона Александр Михайлов узнал о закрытии «Пикура» от корреспондента РБК daily, в Чувашии компания вела переговоры о будущем предприятия с властями достаточно долго. В марте 2013 года глава республики Михаил Игнатьев направил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором пожаловался на давление пивоваров. По его словам, Anheuser-Busch InBev предложила республиканскому кабинету министров предусмотреть в региональном бюджете субсидии на его продукцию.
«В случае отказа компания угрожает закрыть производство», — написал Дмитрию Медведеву господин Игнатьев, подсчитавший, что в этом случае региональный бюджет недополучит порядка 600 млн руб. в год. В пивоваренной компании не отрицали факт переговоров о выделении заводам группы дотаций. Не получив желаемого, Sun InBev выполнила угрозу и закрыла завод. Об этом говорится в сообщении компании.
«Закрытие завода в Новочебоксарске вызвано исключительно экономическими факторами: усиление государственного регулирования и увеличение фискальной нагрузки, – заявил директор по корпоративным отношениям Sun InBev Андрей Ерин. – Данное решение было принято компанией после тщательного изучения ее операционной деятельности и рыночной ситуации».
Sun InBev уже сообщила, что закрытие завода в Чувашии не скажется на объемах производства компании — объемы пива, производившиеся в Новочебоксарске, будут распределены по другим заводам Anheuser-Busch InBev. По данным компании, на Новочебоксарский филиал приходилось около 3% от общего объема производства компании в России. В связи с закрытием под сокращение подпадут около 105 сотрудников компании — это около 2% штата Sun InBev. При этом пивовары сохранят команду продаж в регионе.
Вероятно, одной из главных причин закрытия завода в Чувашии стало значительное снижение объемов пивоваренного производства. В 2012 году Sun InBev произвела на 12% пива меньше, чем годом ранее. Руководитель московского офиса компании Стюарт Макфарлейн при этом не считал ситуацию драматичной, объясняя снижение объемов политикой компании по премиумизации, когда, сокращая выпуск дешевых региональных сортов, компания зарабатывает больше за счет более высокомаржинальных федеральных брендов.
«Да, объемы реализации сократились на 12%, но рост выручки в расчете на гектолитр вырос на те же 12%, — рассказывал г-н Макфарлейн в интервью РБК daily в начале года. — Учитывая управление расходами, учитывая показатель EBITDA, наша прибыль выросла на 13%».
Пивзавод в Новочебоксарске, чье будущее теперь под большим вопросом, был открыт с большой помпой в 2001 году. На открытии присутствовало все руководство республики, а также премьер-министр России Михаил Касьянов. Сам завод изначально принадлежал структурам предпринимателя Кахи Бендукидзе, в то время гендиректора «Объединенных машиностроительных заводов». Практически сразу после открытия предприятия г-н Бендукидзе начал искать покупателей на непрофильный актив. Среди претендентов, с которыми велись переговоры, называли предпринимателей Олега Тинькова и Евгения Кашпера, однако в итоге завод был продан в 2003 году Anheuser-Busch InBev, наращивавшей в то время свое присутствие в России.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?