Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Пиво кончится летом
Производители ждут коллапса
Введение Единой государственной автоматизированной информационной системы ( ЕГАИС ) для пива может привести будущим летом к остановке предприятий отрасли и существенному сокращению рынка, опасаются его участники. Они настаивают, что за полгода будет невозможно отладить работу системы, запуск которой восемь лет назад привел к коллапсу на рынке крепкого алкоголя.
Вчера представители пивоваренных компаний предупредили о возможной массовой остановке предприятий летом 2015 года. Так они отреагировали на решение правительства одобрить законопроект Росалкогольрегулирования (РАР), по которому производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с 1 июля 2015 года должно фиксироваться в ЕГАИС. Это требование не распространяется на мини-пивоварни с объемом производства не более 300 тыс. дал в год.
За оставшиеся полгода будет невозможно отладить бесперебойную работу ЕГАИС, уверен президент «САН ИнБев» (российская «дочка» Anheuser-Busch InBev) Андрей Губка: «Дай бог, если к 1 июля 2015 года необходимое для внедрения ЕГАИС оборудование будет находиться на всех предприятиях»,– говорит он. С конца 2012 года пивовары уже устанавливали на своих предприятиях счетчики, которые нужно будет подключать к ЕГАИС. «Но счетчики не могут корректно учитывать пивоваренную продукцию из-за содержания в ней углекислого газа»,– поясняет совладелец воронежской пивоварни «Артель» Дмитрий Тарасевич.
По расчетам вице-президента МПБК «Очаково» Владимира Антонова, затраты на подключение одного предприятия к ЕГАИС составляют 2,3 млн руб., еще 1,5 млн руб. в год нужно тратить на обслуживание оборудования. Все эти расходы, предупреждает он, отразятся в стоимости конечной продукции. «Если предприятие выпускает 3 млн бутылок, то себестоимость каждой вырастет на 1 руб.»,– говорит господин Антонов.
Возможная остановка отрасли с 1 июля приведет к сокращению объемов производства на двузначное число, прогнозирует Андрей Губка. Если введение ЕГАИС для пива будет происходить по сценарию подключения к ней производителей крепкого алкоголя, то, как говорит господин Губка, пивовары могут простоять год, потеряв 80–90% своих объемов. Сбои в работе ЕГАИС в 2006 году привели к дефициту крепкого алкоголя в рознице. Во избежание этого пивовары предлагают сначала дождаться результатов работы ЕГАИС в оптовом и розничном звене для крепкого алкоголя, в тестовом режиме опробовать систему на некоторых крупных и средних пивоварнях и только через год оценить возможность внедрения ЕГАИС на всем рынке.
По данным Союза российских пивоваров, в России сейчас около 850 пивоварен, из них примерно 700 мини-предприятий. «При этом 95% производимого в стране пива приходится на заводы, попадающие под требования установки ЕГАИС»,– говорит вице-президент по корпоративным вопросам «Балтики» (входит в Carlsberg) Алексей Кедрин. По его мнению, система контроля задумывалась для борьбы с нелегальным крепким алкоголем. «Но мы и сейчас видим, что доля нелегальной водки достигает 50%, на рынке же пива нелегальная продукция практически отсутствует»,– добавляет он. Единственным выгодоприобретателем от распространения ЕГАИС на пиво, по мнению господина Кедрина, являются производители счетчиков и программного обеспечения. В их числе компании ООО «Завод “Агрохимпродукт”«, ООО «Инженерное бюро “Альфа”«, ООО «Инпромтэкс».
В РАР считают, что пивовары преувеличивают. «Полгода – достаточный срок для того, чтобы отладить работу оборудования на предприятиях»,– говорит представитель ведомства. Согласно законопроекту РАР, в ближайшие несколько лет ЕГАИС должна охватить всю цепочку движения алкогольной продукции – от производства до полки. В оптовом звене система должна заработать с 1 ноября 2015 года, в розничном – с 1 июля 2016 года (в селе, где живет более 3 тыс. человек, ввод ЕГАИС для розницы намечен на 1 июля 2017 года).
Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.