Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Пивные гиганты получают льготы в Новосибирске
Иностранные пивные гиганты получают беспрецедентные льготы в Новосибирске — чтобы резко увеличить производство «Балтики», «Хайнекена» и «Эфеса»
Новосибирские чиновники вводят на ближайшие 3 года налоговую льготу на прибыль для пивоваренных компаний, которая предусматривает дифференцированное снижение налога на прибыль в случае увеличения объемов производства. Чиновники не скрывают, что законопроект защищает интересы прежде всего крупнейших федеральных игроков, чьи предприятия работают в регионе. Эксперты сочли идею удачной, ведь льгота стимулирует развитие производства в момент экономического спада и способствует притоку дополнительных акцизных платежей в местный бюджет. Но для небольших пивоваренных компаний от законодательной инициативы пользы мало, сетуют участники рынка.
Справка: По данным новосибирского минпромторга, за период с января по ноябрь прошлого года в Новосибирской области было произведено 29,28 тыс. декалитров пива, что на 79,4 % превышает аналогичный показатель прошлого года. В рознице за тот же период было продано 18,8 тыс. декалитров пива, что на 0,9 % превышает прошлогодний показатель.
Правительство Новосибирской области утвердило на заседании 5 мая решение ввести дифференцированную ставку по налогу на прибыль для производителей пива, сообщается на официальном сайте правительства Новосибирской области. Согласно законопроекту, начиная с 1 января 2016 года ставка по налогу на прибыль для производителей пива будет зависеть от роста объемов их производства.
При росте производства на 2 % ставка составит 17 %, если же объемы производства увеличатся на 10 %, то ставка упадет до 13,5 %.
В результате региональный бюджет получит дополнительных 1,5 млрд руб. от акцизов, хотя объем налоговых поступлений сократится на 200 млн руб., пояснил министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Николай Симонов (цитата по РБК). Срок льготы, по его словам, предлагается установить с 1 января 2015 года по 1 января 2018 года. Окончательное решение будет принято депутатами Заксобрания области. Симонов признал, что законопроект защищает интересы трех крупнейших федеральных производителей пива, которые работают в регионе — крупнейшей российской пивоваренной компании «Балтика» (принадлежит датской Carlsberg), крупнейшей в мире пивоваренной компании «Хайнекен», а также турецкой «Эфес».
Введение налоговой льготы обусловлено «необходимостью сохранения деятельности этих организаций и увеличения объемов производства». По данным министра, именно на федеральные компании приходится основная доля поступлений от акцизов в региональном бюджете. По итогам января-апреля текущего года, по данным облправительства, новосибирский филиал «Балтики» нарастил объемы производства на 48%.
«В кои-то веки новосибирским чиновникам удалось переиграть своих коллег из соседних регионов!» — дивится один из участников рынка, попросивший не указывать его имени. По его данным, новосибирские чиновники уговорили «Балтику», предложив ей более выгодные условия, нежели в других регионах, в итоге «Балтика» закрыла два своих завода в Красноярске и Челябинске, объяснив свое решение оптимизацией производства и сокращением рынка пива в России. Казна только Красноярского края лишилась более 1 млрд руб. в год налоговых поступлений, 260 человек потеряли работу.
Как сообщил председатель областной общественной организации производителей и продавцов алкогольной продукции Алексей Соловьев, сейчас в Новосибирской области работает 22 производителя пива, из которых 19 — небольшие частные пивоваренные производства. Соловьев не согласен, что закон играет на руку только лишь крупнейшим федеральным компаниям. Потребитель становится все более разборчив, обращает внимание на качество продукта, поэтому у частных пивоварен есть шансы занять свою рыночную нишу. Среди частных пивоварен есть те, что растут на 15–20 % в год, а то и выше, знает он. В момент экономического спада, когда приходится скрупулезно считать затраты, налоговая льгота может оказаться приятным сюрпризом.
«На деятельности таких небольших предприятий как наше налоговая льгота почти никак не скажется», — спорит с Соловьевым директор пивоваренного производства «Черепановское пиво» Петр Маморков.
Он сообщил, что частные производства растут, как правило, в среднем на 5–10 % в год, что означает снижение ставки налога на пару-тройку процентов: «Для небольших предприятий это в абсолютных цифрах означает несколько тысяч рублей — для предприятия это копейки». При этом объем акцизных платежей увеличивается значительно, говорит он.
По данным директора по маркетингу NPM Group Дмитрия Кувшинова, в среднем по РФ доля акцизов в региональных бюджетах составляет 10–17 %, что справедливо и для Новосибирска. Для региона существенную долю акцизных поступлений обеспечивают именно федеральные компании, главным образом — «Балтика».
«Ставка налога на прибыль — далеко не первостепенная вещь, которая волнует региональные пивоваренные предприятия», — скептичен член комиссии «Опора России» по производству и обороту пивоваренной продукции Дмитрий Тарасов.
Одним из главных препятствий, по его мнению, является «обилие и скорость появления самых разнообразных законодательных инициатив», которые регламентируют тот или иной аспект деятельности пивоваров. «То реклама, то запрет на ПЭТ-тару, то возможное введение автоматизированной системы ЕГАИС … В результате отрасль просто не успевает сориентироваться», — поясняет эксперт.
По данным Ии Новиковой, гендиректора компании «Пивной мир», оборудование автоматизированной системой ЕГАИС одного рабочего места обходится в сумму 0,7–1 млн руб. Для большинства игроков это очень серьезные деньги, которые ставят под сомнение рентабельность производства.
Новосибирск может претендовать на звание «пивной столицы Сибири», но расширение производственных мощностей в регионе не приведет к алкоголизации региона, убежден Кувшинов.
Эксперт отмечает, что далеко не все объемы производства будут сбываться на территории Новосибирской области. Кроме того, до сих не выработано адекватной методологии подсчета «алкоголизации населения». Есть подсчеты Всемирной организации здравоохранения, Минздрава, Росстата, и проч., которые различаются друг от друга, и неясно, какая из них ближе к истине.
Яна Янушкевич, НГС. Бизнес
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?