Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 297
Поделиться
Пивная депрессия
Все второе полугодие 2009 года пивовары пытались убедить государство отказаться от планов по трехкратному увеличению акциза со следующего года. Они обещали спад производства до 50% и, как результат, масштабное сокращение рабочих мест. Ставка акциза так и не снизилась, однако аналитики более оптимистичны в прогнозах, чем пивовары: по их мнению, в натуральном объеме рынок пива потеряет в 2010 году всего 10—15%.
Рост пивного рынка прекратился еще в 2008 году. Тогда снижение производства составило 0,6% (по данным Росстата). В этом году негативная динамика продолжилась: в январе—ноябре пивовары выпустили 990 млн дал, что на 6,1% меньше аналогичного периода прошлого года.
В следующем году пивной рынок может существеннее потерять в объемах. Летом стало известно, что Минфин подготовил проект по пересмотру ставок на некоторые категории акцизных товаров в 2010—2012 годах. Среди напитков более всего новые ставки затронули пиво. Так, акциз на пиво с долей этилового спирта от 0,5 до 8,6% (почти вся пивоваренная продукция) было предложено поднять в три раза — с нынешних 3 до 9 руб. за литр в 2010 году. В 2011 и 2012 годах он будет проиндексирован до 10 и 12 руб. соответственно. Несмотря на громкие протесты пивоваров, проект Минфина был одобрен правительством, а впоследствии утвержден Госдумой, Советом Федерации и подписан президентом.
В течение всего времени, пока проект с новыми ставками рассматривался разными ведомствами, пивовары неоднократно заявляли, что резкое увеличение акциза приведет к значительному спаду производства — вплоть до 40—50%, что, в свою очередь, станет причиной больших сокращений рабочих мест в отрасли. Вице-президент по корпоративным вопросам ПК «Балтика» Даниил Бриман хотя и не верит, что в следующем году рынок пива сократится столь существенно, но все же считает, что цифра по снижению производства будет двузначной.
В начале декабря компания Carlsberg (владеет «Балтикой») сообщила, что в четвертом квартале российские оптовики, готовясь к повышению акциза, существенно увеличили закупки пива. «Такая практика действительно имеет место, — признает г-н Бриман. — Поэтому наиболее сильного спада в производстве в следующем году можно ожидать именно в первом квартале, когда дистрибьюторы будут распродавать закупленную продукцию».
По оценке аналитика «Тройки Диалог» Виктории Гранкиной, в 2010 году сокращение пивного рынка составит 10—15%. «Главным образом этому, конечно, будет способствовать новый акциз», — считает она.
Директор Prosperity Capital Managment Алексей Кривошапко также прогнозирует падение рынка на 10%. «С новым акцизом пивоварам придется увеличить отпускные цены более чем на 20%, но при этом спрос на пиво сократится не столь сильно, так как в следующем году мы ожидаем рост доходов населения на 10—11%», — говорит г-н Кривошапко. При этом он добавил, что в следующем году сократится доля дешевого пива, так как повышение акциза затронет его наиболее существенно.
RBC daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?