Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Петербургу грозит дефицит торговых площадей
Рынок торговой недвижимости Петербурга, по признанию большинства экспертов, первым оправился от последствий кризиса. Наиболее заметно оживление стало в ноябре, когда открылись сразу два крупных комплекса — Galeria и «Невский центр» на площади Восстания. Помещения в комплексах, расположенных вблизи основных транспортных узлов, ритейлеры, среди которых появляется все больше новых компаний, расхватывают как горячие пирожки. В среднесрочной перспективе такая тенденция приведет к дефициту площадей в успешных ТЦ и росту в них арендных ставок, полагают аналитики.
По итогам третьего квартала 2010 года в Петербурге насчитывается 3,5 млн кв. м торговых площадей, подсчитали эксперты NAI Becar. В третьем квартале новых объектов не появилось, в ноябре на рынок выведено сразу два крупных комплекса — «Невский центр» (97 тыс. кв. м) и Galeria (191 тыс. кв. м) на площади Восстания. На конец года общий объем торговых площадей может составить 3,7 млн кв. м. Прирост по отношению к 2009 году аналитики оценивают в 8—10%, показатели были бы выше, если бы открытие ТК «Лето» (108 тыс. кв. м) на Пулковском шоссе не было перенесено на весну 2011 года. «В комплексе уже начал работу якорный арендатор Media Markt (5,3 тыс. кв. м), в декабре откроется гипермаркет «Ашан» (11,7 тыс. кв. м), однако торжественное открытие решили перенести по согласию арендаторов — девелопера «Система-Галс» и партнера Apsys», — говорит пресс-секретарь «Системы-Галс» Анна Завьялова. В аренду, по ее словам, сдано более 85% площадей.
Объем вакантных площадей в качественных ТЦ, по словам старшего аналитика отдела экономических и стратегических исследований Jones Lang LaSalle Вероники Лежневой, с начала 2010 года сократился с 13 до 9%, до конца года показатель может достичь 8%. Открытие новых комплексов на объем свободных площадей не повлияло, так как объекты к моменту ввода были заполнены арендаторами практически на 100%. Постоянно пополняются листы ожидания в давно действующих комплексах с удобным расположением на пути транспортных и пешеходных потоков, отмечает старший аналитик отдела консалтинга Astera Евгения Буторина. Объем вакантных площадей в неудачных объектах эксперты оценивают в 20—25%.
Арендные ставки на торговые помещения, по данным экспертов, после резкого падения в 2009 году вернулись на докризисный уровень. В третьем квартале 2010 года для якорных арендаторов они составили от 700 до 1000 руб., для операторов торговых галерей — 1500—4500 руб. за 1 кв. м в месяц, говорят в Astera.
Основные игроки рынка сейчас — сетевые ритейлеры среднего ценового сегмента и сети общественного питания, увеличивается доля частных предпринимателей, отмечает руководитель направления маркетинговых исследований компании Praktis CB Любава Пряникова. «Положительно на спрос влияет выход новых операторов, например «Уютерры» (товары для дома), розничной сети детской одежды и аксессуаров Acoola, американской сети кондитерских Сinnabon и других», — говорит эксперт.
В 2011 году будет продолжаться ротация арендаторов в комплексы с лучшей локацией, уверены эксперты АРИН. Вымыванию ликвидного предложения будут способствовать небольшие объемы ввода новых объектов, уверены аналитики. По оценкам руководителя группы исследований рынка недвижимости Knight Frank St.Petersburg Олега Громкова, в 2011 году будет введено 160 тыс. кв. м торговых площадей, однако открытие многих объектов может быть перенесено на более поздний срок. «Дефицит в среднесрочной перспективе заставит арендаторов занимать площади в менее качественных объектах и приведет к росту ставок в наиболее успешных ТК», — считают эксперты Astera. www.rbcdaily.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?