Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Петербургская топливная компания" меняет основного владельца
Петербургская топливная компания (ПТК) объявила о намерении своего основного акционера — Петербургского городского банка — консолидировать в течение двух-трех месяцев 99,4% акций компании. Конечными бенефициарами этого банка являются супруги Андрей и Ольга Голубевы. Таким образом, юридически будет оформлен контроль семейной пары над крупнейшей на северо-западе независимой сети из 140 АЗС с розничным оборотом, превышающим 20 млрд руб. в год. Общая же стоимость компании оценивается ее представителями в 1—1,5 млрд долл.
ПТК была создана в 1994 году. Чуть позже она была поделена между 21 учредителем в равных долях (по 4,76%). Среди них кроме КУГИ Санкт-Петербурга и Ленобласти выступали Балтийское морское и Северо-Западное пароходства, ОАО «Морской порт СПб», Октябрьская железная дорога, авиапредприятие «Пулково», СП «Евросиб Санкт-Петербург» и ОАО «АБ «Россия». В числе соучредителей выступало информационно-юридическое бюро «Петер», связанное с известным предпринимателем Ильей Трабером. Как рассказал представитель одного из первых акционеров, бизнес-модель компании, образованной для обеспечения города дефицитным тогда топливом, заключалась в финансировании всей цепочки по добыче, переработке, транспортировке и сбыту топлива, в результате чего экономия для конечных потребителей составляла примерно 15—17% от рыночной цены.
Компания получила в аренду крупнейшую городскую нефтебазу «Ручьи» и право эксклюзивной поставки топлива всем предприятиям городского хозяйства. Чуть позже ПТК выступила учредителем ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», крупнейшего до недавних пор экспортного терминала на северо-западе, переваливающего свыше 10 млн т нефтепродуктов в год. В 1998 году ПТК выкупила у ОАО «Сургутнефтегаз» нефтебазу «Ручьи».
В 1996—1998 годах, когда из состава учредителей компании стали выходить крупные городские предприятия, членом совета директоров ПТК стал бизнесмен Андрей Голубев. Примерно тогда же компания стала активно развивать розничный бизнес. В 2002 году основным владельцем ПТК (34,02% акций) стал Петербургский городской банк, председателем правления которого является Ольга Голубева, супруга бизнесмена. Одним из последних крупных акционеров ПТК был КУГИ Петербурга (около 14%), однако в ходе дополнительной эмиссии акций, выкупать которую Смольный не стал, доля города сократилась примерно в десять раз, а затем была выкуплена Петербургским городским банком, которому сейчас принадлежит 77,5% акций.
По мнению эксперта, знакомого с нынешним положением дел, планируемый выкуп банком акций второго акционера, ООО «Промтрейд» (21,9%), скорее формальная процедура, так как эта компания принадлежит группе менеджеров холдинга ПТК и, в частности, близкому другу семьи Голубевых, члену совета директоров ПТК Андрею Козыреву.
На сегодняшний день кроме розничного бизнеса, оптовых поставок и хранения топлива ПТК развивает ряд смежных проектов. Так, ООО «Петербургская транспортная компания» — один из крупнейших игроков на рынке городских пассажирских перевозок. Кроме того, в 2003 году ПТК приобрела права на петербургский аэропорт Ржевка (общая площадь — около 200 га, на его месте сейчас располагается склад автомобилей марок Peugeot и Citroen французского логистического партнера концерна PSA компании GEFCO). Кроме того, компания строит в Ленобласти завод по переработке газового конденсата мощностью 100 тыс. т в год стоимостью свыше 30 млн долл. По оценкам президента ПТК Юрия Антонова, его общая стоимость может сейчас составлять порядка 1—1,5 млрд долл. Выкуп акций «Промтрейда», по его мнению, может завершиться в течение двух-трех месяцев. Миноритарным акционером, пока не желающим продавать свои акции, остается ООО «Вита-Х» (0,6% акций), контролируемое предпринимателем Виктором Хмариным. Он является также почетным консулом Республики Сейшельские Острова в Петербурге. Связаться с ним вчера не удалось.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.