Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Перспективы формата fix price в России - комментирует директор по маркетингу компании "Лента" Наталья Ардонская
В Россию пришел традиционный для Европы и США формат fix price – магазины с фиксированными ценами. Пока это касается только непродовольственных товаров. Будущее формата на нашей территории может быть любопытным, но пока оно весьма туманно
Таблички «Все по …дцать рублей» могут стать реальностью и в нашей стране. На внутреннем рынке замечены попытки начать развитие сетей жестких дискаунтеров по образу и подобию американских «Dollar Tree Stores» и «99 Cent».
Эксперты утверждают, что для подобного рода магазинов оправдана самостоятельная площадь в 300 – 350 кв.м. и в 500 кв.м. – в составе торгового комплекса. Без товарного наполнения создание такой торговой точки обойдется в России в сумму до 1 млн. долларов. Специализация формата fix price в данный момент – категория non food, то есть непродовольственные товары, в основном канцелярские товары, хозяйственные приспособления, детские игрушки и прочее.
Fix price для нашей страны – явление принципиально новое. Ведущие ритейлеры, хотя и испытывают вполне объяснимый интерес к формату, высказываются о его перспективах достаточно осторожно.
Директор по маркетингу компании «Лента» Наталья Ардонская:
- Проект fix price представляется нам достаточно интересным экспериментом. Возможность купить определенный ассортимент непродовольственных товаров по фиксированной цене действительно может заинтересовать потребителей, а также подстегнуть покупателей к совершению большего числа спонтанных покупок, чем обычно. Мы не сомневаемся в том, что данному проекту удастся завоевать популярность у определенной группы покупателей.
Однако вопрос в том, насколько эта аудитория окажется широка в долгосрочном периоде - после того, как пойдет на убыль волна «новаторов», посетивших магазины «все по 30 рублей» из любопытства.
Вероятно, предложить широкий ассортимент качественных товаров по фиксированной цене сложно. В магазинах новой сети представлен весьма ограниченный список позиций, сопоставимый с ассортиментом непродовольственных товаров обычного супермаркета. Поэтому, скорее всего, в перспективе предложение обсуждаемого проекта будет востребовано только достаточно узкой группой покупателей, крайне чувствительных к цене, готовых ради цены пожертвовать широтой выбора, а также не очень требовательных к качеству товаров. В Москве и Петербурге, например, значительная часть населения (несмотря на ограниченные доходы) руководствуется принципом «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи», что также ограничивает аудиторию новой сети в этих городах.
Кроме того, уже сегодня во многих российских городах покупатели привыкли совершать покупки непродовольственных FMCG-товаров в супермаркетах и гипермаркетах, где они могут одновременно приобрести практически все необходимые им товары, а не только - непродовольственные. Значит, аудитория новых магазинов должна быть готова ради цены отдельно ездить / ходить за непродовольственными товарами вместо того, чтобы экономить время за счет покупок всех товаров в одном месте.
Опыт иностранных сетей, работающих по принципу «все товары по одной цене» свидетельствует, что срок окупаемости проекта fi x price в любом случае будет достаточно долгим. Однако мы полагаем, что новая сеть может быть коммерчески успешной, особенно - в тех городах, где присутствие крупных локальных и основных федеральных сетей супермаркетов и гипермаркетов пока невелико. А также - в Южном и Приволжском регионах, где наиболее сильна традиция покупок непродовольственных товаров на рынке. Правда, для того ей потребуется решить сразу несколько важных задач:
- построить достаточное число магазинов в удобных для покупателей местах (чтобы обеспечить охват покупательской аудитории);
- предложить интересный для покупателей ассортимент товаров, отличный от ассортимента, представленного в крупных сетях гипермаркетов и супермаркетов;
- выдержать приемлемое качество товаров (чтобы обеспечить повторные покупки);
- периодически обновлять ассортимент (чтобы поддерживать спонтанные покупки на высоком уровне);
- выдерживать положительную рентабельность при жестких требованиях к продажной цене.
Нужно заметить, что формат fix price по сути своей – долговременный. Чтобы он начал приносить прибыль, в США потребовалось несколько десятков лет. Тем не менее, сам факт появления fix price на нашей территории означает, что ритейл окончательно стал «оседлым», раз инициируются подобные стратегии.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.