Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Пермь: Ритейл хочет большой стройки
Арендные ставки на торговые площади за 2011 год выросли на 28 %. В ближайшие годы спрос на торговую недвижимость может значительно превысить предложение
В Перми может возникнуть острый дефицит крупных торговых площадок: это прогнозируют ритейлеры и связывают возможные риски со спецификой принятого генплана Перми. Уже сегодня строительство крупных торговых площадок измеряется несколькими единицами, а основу рынка составляют старые советские магазины «у дома». Эксперты в свою очередь говорят, что рынок продуктового ритейла Перми в состоянии «принять» как минимум еще одну крупную федеральную торговую сеть, но условий для этого нет. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
По словам директора управляющей компании «ЭКС» Елены Ждановой, в Перми может сформироваться недостаток торговых площадей под новые супермаркеты. Топ-менеджер связывает эти риски с идеологией нового генерального плана города, согласно которой предполагается «уплотнение» Перми в существующих границах. Кроме того, определенные риски несет в себе и сам факт снижения объемов строительства на территории города: проекты с встроенными торговыми площадями, где можно было бы разместить продуктовый супермаркет, исчисляются единицами.
Что интересно, невольным «виновником» такой ситуации стал собственник группы компаний «ЭКС», бывший губернатор Пермского края Олег Чиркунов, который, по сути, «навязал» пермским властям идеологически новый генеральный план города.
Опасения г-жи Ждановой разделяет глава группы предприятий «Добрыня» Константин Окунев. «Сейчас на рынке в торговых площадях 100-200 кв.м. недостатка нет. А вот найти торговое помещение 500-1300 кв.м. для размещения супермаркета очень сложно: таких площадей нет. Естественно, проблема и в генеральном плане, то мы принимаем его, то не принимаем, да и сам план в принципе не учитывает этих проблем. Сейчас, условно говоря, строят гараж, а потом, проходя через все круги ада, ведут реконструкцию. Чтобы как-то выйти из ситуации, надо активизировать строительство и, прежде всего, принять генплан, согласно которому мы сможет построить действительно европейского плана город».
К концу 2011 года спрос на торговые площади увеличился. По данным руководителя аналитического агентства «Медиана» Дарьи Рожковой арендные ставки на торговые площади за прошедший год выросли на 28 %. «Обусловлен данный процесс общими стабилизационными тенденциями, проявлявшимися в первой половине года. Большинство коммерческих предприятий вышло на положительные балансы, значительная часть компаний устремилась к расширению занимаемых площадей, потерянных в первые годы кризиса. Спрос на товары и услуги заметно вырос. В таких условиях бизнес начал набирать обороты, что обусловило рост востребованности торговых площадей» – говорит г-жа Рожкова.
Рост стоимости аренды на торговые площади наблюдается уже давно. «Для сравнения: в разгар кризиса можно было приобрести торговое помещение от 400 рублей за квадратный метр, сейчас даже за 700 рублей уже невозможно, да и нет такого предложения», – отмечает Константин Окунев.
С другой стороны, по мнению директора ООО «Пермский аналитический центр» Сергея Седова, «аренда и продажа немаленьких площадей подразумевает очень индивидуальные договоренности между сторонами, поэтому цена может существенно варьироваться в зависимости от условий договора аренды (продолжительность и т.п.) и местоположения объекта». В целом, по словам аналитика, проблема даже не в цене вопроса. «Пока в Перми градостроительное законодательство не устоялось, вопрос дефицита площадей будет сохраняться: никто не хочет «замораживать» свои средства в потенциально проблемные объекты. Емкость же местного рынка позволяет построить минимум еще одну конкурентную сеть внутри города. Регион интересен для развития федеральным ритейлерам, но в рамках существующего и имеющегося на рынке фонда коммерческой недвижимости сеть практически не сделать, так как вся более или менее ликвидные площадки заняты двумя основными сетями – «Семья» и «Виват».
Заход крупных торговых сетей в Пермский край также обусловлен рядом проблем в части поиска земельного участка под строительство объектов. Потенциальных инвесторов отпугивают следующие факторы: низкое число привлекательных мест для строительства, ограниченность площадей земельных участков, дефицит земли в центре города и «цена вопроса» земельных участков.
По данным эксперта Дарьи Рожковой, за первый квартал 2012 года на территории Перми всего было введено в эксплуатацию 12 936,7 кв. м площадей коммерческого назначения, а также около 1500 тыс. кв. метров встроенно-пристроенных помещений. Среди них доля торговых площадок невелика: магазин продовольственных товаров (486,4 кв.м) по ул. Желябова, 10а и магазин (329,0 кв.м) по ул. Адмирала Макарова, 34а. Получено восемь разрешений на строительство/реконструкцию. Из них торговые объекты представляют МФЗ по ул. Мира 41а, (8 329,90 кв.м), магазин ул. Цимлянская 25, (212,00 кв.м), МФК по ул. Героев Хасана 105, (1 142,00 кв.м).
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.