Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Перевозчики ожидают двукратного увеличения числа штрафов за перегруз в период весенней просушки
Вероятность неправомерного получения штрафов увеличилась после того, как владельцы автоматизированных пунктов весогабаритного контроля перенастроили их с учетом весенних ограничений по нагрузке на ось от 3,5 до 12 тонн, в зависимости от региона.
Lukas Gojda/ Shutterstock/ Fotodom
Более того, с начала года штраф за перегруз транспортных средств увеличился более на 50%, причем размер скидок при оплате в льготный период снизился с 50% до 25% от суммы штрафа. Избежать роста финансовой нагрузки на компании поможет доработка системы контроля за перевозками в период весенних ограничений. Важно равнозначно распределить ответственность между перевозчиками и грузоотправителями, а также отказаться от автоматически вынесенных постановлений, возобновив проверки документов инспекторами ГИБДД и при необходимости — досмотры транспортного средства. Об этом говорится в обзоре «АвтоГрузЭкс», подготовленном совместно с «Авто-ПЭК» и ГЛТ.
В этом году вероятность получения необоснованного штрафа за превышение установленных параметров в период весенней просушки выросла в два раза, сообщил Вадим Филатов, президент «АвтоГрузЭкс».
Перевозки по региональным дорогам теперь отслеживают автоматизированные пункты весогабаритного контроля, количество которых, согласно данным Ространснадзора, выросло на 23%, более чем до 500 единиц, говорится в обзоре. К настоящему времени владельцы АПВГК уже установили лимиты по нагрузке на ось исходя из требований в период весенних ограничений.
Теперь штрафы выписываются автоматически, без учета попадающих под исключения грузов — в том числе продуктов питания и топлива. Кроме того, в условиях ограничений, например, в Брянской и Тульской областях, где максимально допустимая нагрузка составляет 4 тонны на ось, перевозчики могут получить взыскание даже за проезд пустой фуры, подчеркнул Дмитрий Иевлев, генеральный директор «Авто-ПЭК».
Не менее острая проблема — отсутствие информации о получении штрафа сразу после проезда через автоматический пункт весогабаритного контроля. По словам Дмитрия Иевлева, компании могут получить уведомление о взыскании через 4–6 недель после завершения перевозки, в некоторых случаях — этот срок доходит до двух месяцев. Из-за этого водитель не может своевременно устранить перегруз, если таковой имеет место быть, и в ряде случаев проезжает с превышением допустимой нагрузки на оси через несколько рамок. Кроме того, если рамка оказалась неисправной, доказать это в суде спустя несколько месяцев, к моменту, когда ее уже могут починить, весьма проблематично.
Наконец, важно отметить, что, если штраф пришел с неисправной рамки, за время, в течение которого перевозчику придет первое уведомление, он может получить еще несколько аналогичных штрафов, которые потом приходится оспаривать.
Еще в прошлом году проезд грузовиков в период весенней просушки контролировали Ространснадзор и ГИБДД, проверки проводились на специально отведенных площадках. Уполномоченные органы изучали содержимое полуприцепа и документы, что исключало получение необоснованного штрафа, в том числе за проезд порожнего транспортного средства или грузовика с продуктами питания, топливом или другим разрешенным к перевозке грузом, пояснил Павел Горбунов.
«Кроме того, в этом году штрафы за перегруз транспортного средства увеличились на 50%, до 375–525 тыс. руб., в зависимости от превышения нагрузки на ось. И если ранее в течение 20 дней перевозчику разрешалось оплатить только 50% от этой суммы, теперь нужно оплатить 75% штрафа в течение 30 дней», — сообщил Вадим Филатов, президент «АвтоГрузЭкс» со ссылкой на поправки в КоАП РФ.
Он напомнил, что по итогам первого квартала 2025 года себестоимость грузоперевозок в России выросла на 12%, основные причины: повышение лизинговых платежей на 60 п.п. (до 27–28%), утильсбора — на 75–80% год к году, ремонтных затрат — на 20% год к году, медианного уровня зарплат — на 49% год к году, согласно данным hh.ru и «АвтоГрузЭкс».
Индикатор аналитиков ATrucks, отражающий баланс между предложением и свободным транспортом на рынке упал на 18 п.п. год к году и к 31 марта достиг минус 8. Средний уровень тарифов на рынке снизился на 13,3% год к году, до 74,1 руб. за км, по состоянию на 31 марта, согласно данным аналитиков ATI.su.
Кроме того, более 60% перевозчиков отрасли и вовсе находятся вне правового поля, демпингуя за счет оптимизации налогов и сборов. Разница в тарифах между транспортниками, работающими в правовом поле и остальными компаниями доходит до 20%.
«В этих условиях дополнительная финансовая нагрузка в виде растущего числа необоснованных штрафов, может привести к предбанкротному состоянию многих перевозчиков, в результате чего Россия столкнется с нехваткой транспортных средств для доставки грузов. Поэтому важно доработать систему контроля за перевозками в период весенних ограничений», — подчеркнул Вадим Филатов.
Перевозчики уверены, что снизить долю компаний, необоснованно получающих штрафы за перегруз позволит соразмерное с грузоотправителями распределение ответственности за погрузку и разгрузку транспортных средств.
На данный момент грузовладелец может получить штраф только если доказано, что он предоставил недостоверные сведения об отправлении, в остальных случаях, согласно КоАП РФ, взыскание назначается перевозчику, контролирующему погрузку в транспортное средство.
Именно поэтому на практике привлечение грузоотправителя к ответственности возможно только при фактической остановке транспортного средства и проверке товаросопроводительных документов сотрудников профильного ведомства. Если нарушение зафиксировано АПВГК, после завершения перевозки доказать недостоверность сведений от заказчика сложно, добавил Павел Горбунов.
Штрафы для транспортных компаний привязаны к конкретному превышению нагрузки на ось — от 10 до 50% и выше, тогда как взыскания для грузовладельцев варьируются от 150 до 225 тыс. руб. без определенной градации, что повышает вероятность получения штрафа в минимальном размере. Именно поэтому на рынке сохраняется большая доля грузоотправителей, которые до сих пор настаивают на доставке отправлений с перегрузом, а если транспортная компания не готова к этому — могут отказать в сотрудничестве, говорится в обзоре.
Кроме того, важно отказаться от автоматически вынесенных постановлений, подчеркнул Павел Горбунов. Обязательным условием должно стать изучение товаросопроводительных документов инспектором ГИБДД, а также при необходимости — осмотр транспортного средства. Такой подход позволит снизить долю необоснованно выданных штрафов за порожний проезд грузовиков, а также за доставку продуктов питания, топлива и других разрешенных в регионе категорий, резюмировал он.
«Яндекс» объединит автономный транспорт в отдельное направление в бизнесе
Минтранс вновь предложил поэтапно отменить понижающий коэффициент к тарифу системы «Платон»

О плюсах и минусах мерчандайзинга на аутсорсинге, нюансах совместного управления мерчандайзерами.