Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Перелицензирование – прессинг регионального ритейла и производителя
Официальная статистика и компании свидетельствуют о снижения доли алтайских производителей на местном алкогольном рынке в текущем году. Процесс перелицензирования успешно завершить удалось не всем. Те производители, которым удалось остаться на рынке, тоже обеспокоены: полностью закрыть освободившиеся ниши они не готовы. Федеральные компании уже заходят в регион.
Доля местной алкогольной продукции (без учета пива) в крае сократилась до 43% против 56% годом ранее. С рынка ушли компании: «СТС», филиал «Иткульского спиртзавода» в Камне-на-Оби, простаивет «Сфера», приостановлена работа винно-водочного завода «Тейси». Лицензия «Алтайросспиртпром» («Бийский спиртзавод») по данным Росалкогольрегулирования закончилась 19 октября. На рынке остались лишь «Иткульский спиртзавод» и запущенный в 2009 году «Змеиногорский винно-водочный завод».
Оптовики пока уверены, что рынку хватит объемов ликероводочной продукции, которую производят эти два завода. Директор компании «Кедр» Илья Андреев уверяет, что простаивающие предприятия закрывали незначительную долю рынка и не работали через опт, поэтому их уход никак не отразится на работе отрасли.
Игорь Ведерников, генеральный директор компании «Алтай-Стандарт»:
Объем продаж алкоголя местных производителей не сокращается. Их закрывает «Иткульский спиртзавод».
По оценкам эксперта, рынок в целом сужается из-за снижения покупательской активности. По другой версии – спрос перетекает в какие-то скрытые сегменты рынка. Производители же прогнозируют дефицит продукции.
Владимир Вагнер, генеральный директор «Корпорации «Алтайспиртпром» («Змеиногорский винно-водочный завод» и «Алтайспиртпром»), отмечает, что рынок сегодня очищается от дешевой кавказской продукции:
Наши брэнды могли бы занять эту нишу, но может случиться так, что делать это будет некому. Насколько мне известно, «Иткульский спиртзавод» хотя и увеличивает объемы, но работает с колес. Мы пока не запустили новую линию и производим продукцию на старой, поэтому не закрываем весь объем заявок. Этот процесс продлится еще не один месяц.
Владимир Вагнер опасается, что алтайские производители могут потерять 5–10% рынка за время, пока ситуация продолжает оставаться нестабильной:
«Официальная статистика не вполне объективна, поскольку она не учитывает розничную сеть. В последние годы доля алтайских производителей алкоголя была не более 30%. Сегодня 5–10% этого рынка находится в подвешенном состоянии. Я с большой тревогой думаю о том, как отрабатывать нарастающий к Новому году объем заявок. Сейчас на рынок уже заходят общероссийские брэнды. Например, «Ладога» с маркой «Престиж» и Organic Vodka Group».
Есть и еще одна предпосылка дефицита продукции местных производителей к концу года.
По словам Владимира Вагнера, простой «Бийского спиртзавода» может обернуться нехваткой спирта на водочных производстваx:
«Мариинский завод, который нас иногда подпитывал, тоже не получил лицензию. Все это создает достаточно сложную ситуацию перед Новым годом».
Директор по производству ассоциации «Изумрудная страна» («Бийский спиртзавод») Евгений Виноградов считает туманными перспективы получения заводом лицензии:
«Инспекторы из Новосибирска работали на нашем предприятии четыре дня. Они озвучили свои замечания, и мы их устранили, теперь ждем результата. Оплату за лицензию мы также внесли: 6 млн. рублей за спиртовое производство и столько же за водочное. В соответствии с новыми требованиями законодательства на заводе ведется масштабное строительство цеха по переработке барды. Буквально на следующей неделе состоится запуск этого цеха».
Комерческий директор сети алтайскогой ритейлера «Мария-Ра» Денис Дьяков отметил, что пока сеть работает только с одним местным производителем – «Иткульским спиртзаводом»:
«Жаль, что местные производители уходят с рынка, как мне кажется, по формальным причинам. Очевидно, что налоги от их работы шли в край. Они имели определенную долю рынка, и было бы хорошо, если бы они ее вернули».
Кто в Алтайском крае может производить и реализовать алкоголь
- Оптовики с лицензией – 15 (10)
- Оптовики без лицензии – 17 (12)
- Производители с лицензией – 2
- Производители без лицензии – 5 (4 уже закрыты, на одном введена процедура наблюдения)
Оптовик страхуется
По статистике Росалкогольрегулирования в начале 2011 года оптовой продажей алкоголя в крае занималось 26 компаний. К середине октября число лицензиатов сократилось до 17. Казалось бы, оптовый рынок алкоголя тоже претерпел очистку. На самом деле это только побудило компании найти обходные пути продолжения деятельности:
- крупный оптовик «Ювел», пока не получивший лицензию, продолжает работу на основании документов компании «Щедрый вечер»;
- «Лоцман» получил лицензию на компанию «Форт»;
- …
В списке оптовиков без лицензии есть те, кто не собирался ее продлевать. Один из крупных барнаульских оптовиков рассказал о предложении посодействовать в получении лицензии «на коммерческой основе».
«Очевидно, что в стране выстраивается вертикаль управления алкогольными активами. Процесс перелицензирования позволяет отсеять «чужих», – сделал вывод собеседник.
Объем собранных в Алтайском крае акцизов на алкогольную продукцию
2009 год |
1 090 488 тыс. рублей |
2010 год |
1 229 899 тыс. рублей |
2011 год* |
1 196 658 тыс. рублей |
Состояние алкогольного рынка Алтайского края
|
Индекс объема производства продукции, январь – июль 2010 года к январю – июню 2011 года (%) |
Индекс объема реализации продукции, январь – июль 2010 года к январю – июню 2011 года (%) |
Алкогольные напитки (водка, коньяк, вина) |
103,8 |
102,4 |
Спирт этиловый |
145,2 |
164,2 |
Динамика производства алкогольной продукции алтайскими предприятиями в 2010–2011 годах
|
Индекс объема производства продукции в январе – июне (%, тыс. дал) | |
2010 |
2011 | |
Водка и ЛВИ | ||
«Алтайросспиртпром»
(«Бийский спиртзавод»)
|
0 |
15,82 тыс. дал |
«Иткульский спиртзавод» |
104,6 |
107,3 |
«Змеиногорский
винно-водочный завод»
|
50,3 тыс. дал |
131,8 |
«Тейси» |
97,3 |
71,8 |
«СТС» |
54 |
0 |
Винодельческая продукция | ||
«Тейси» |
84,4 |
143,5 |
Коньяк | ||
«Тейси» |
60,2 |
79,7 |
Спирт | ||
«Иткульский спиртзавод» |
135 |
119,7 |
«Алтайросспиртпром»
(«Бийский спиртзавод»)
|
Данные отсутствуют |
93,31 |
По материалам Алтапресс
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.