Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Перекрестков" станет меньше
Расширение крупных ритейловых сетей могут ограничить. После того, как законопроект «О торговле» получил одобрение президиума правительства РФ, в него включена статья, ограничивающая действия по приобретению сетями новых торговых объектов.
В очередной раз вокруг законопроекта «О торговле» развернулись горячие споры. Вчера федеральные СМИ сообщили о том, что уже после того, как документ получил одобрение президиума правительства РФ, в него были внесены дополнения. По инициативе Федеральной антимонопольной службы была включена статья «Ограничение действий по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов». Сегодня уже известно, что если закон вступит в силу в обновленном варианте, то расширение крупных сетей ограничат. Действие этой статьи распространяется на ритейлы, чей оборот составляет более одного миллиарда рублей, и чья доля от общего объема проданных в прошлом году продовольственных товаров в денежном эквиваленте превышает 25%. При этом последний показатель рассчитывается в рамках городского округа или муниципального образования. Таким крупным продовольственным сетям запретят приобретать или строить новые торговые объекты. Если данное требование будет нарушено, то по закону арбитражный суд признает такие операции недействительными. В проекте закона есть оговорка, касающаяся того, что требования новой статьи не распространяются на сделки, совершенные до вступления закона в силу. Получается, что уже открытые магазины закрывать не придется.
По мнению члена комитета по промышленности, связи и торговле самарской губернской думы Михаила Матвеева, у данного дополнения есть свои плюсы и минусы:
- Положительные стороны данной статьи в том, что он направлен на поддержку малого и среднего бизнеса. Это в первую очередь связано с созданием рабочих мест для населения. Крупные торговые сети не могут позволить себе открывать такого количества вакансий, поскольку они стараются оптимизировать свои расходы, в том числе, и на персонал. Между тем, если не ограничивать разрастание крупных ритейлов, то рано или поздно они «задавят» более мелких конкурентов или поглотят их. Уже после занятия монопольного положения такие сети будут устанавливать завышенные цены. Именно конкуренция по ассортименту и ценам вводит некоторые ограничения на ценовую политику ритейлеров. Однако есть и отрицательная сторона. Она в том, что крупные сети после принятия закона не смогут открывать новые точки. Нужно помнить, что в таких магазинах сервис намного выше, чем в мелких торговых точках, покупателю приятнее ходить по просторному залу, где представлен широкий ассортимент продуктов и т.д.
Таким образом, конкуренция на рынке продовольственной торговли удерживает крупных ритейлеров от введения завышенных цен на продукты. С этим согласен и директор сети супермаркетов «Остап» Сергей Симонов, который полагает, что если закон будет принят, региональным сетям будет значительно легче функционировать на рынке. По его мнению, если не сдерживать агрессивную политику крупных ритейлеров по захвату рынка, то рано или поздно мелких торговых сетей попросту не останется. Сергей Симонов не считает, что закон безоговорочно поставит точку на развитии крупных ритейлеров.
-Они все равно могут обойти закон, открыв новое предприятие под другим названием. Скорее всего, так и будет, поскольку в этой ситуации другого выхода у них нет, - предполагает г-н Симонов.
Мнения
Михаил Матвеев, член комитета по промышленности, связи и торговле самарской губернской думы:
- В процессе наблюдения за дискуссиями по поводу законопроекта «О торговле» у меня сложилось впечатление, что лоббирование крупных торговых сетей практически полностью вычеркнуто из этого документа. Остались лишь те моменты, которые могут быть полезными в применении на практике. Например, сейчас рассматривается вопрос о том, оставить ли в проекте пункт об обязательстве крупных ритейлов выделять порядка 20% полочного места в магазинах под продукцию региональных производителей. Эта норма позволяет развивать сельское хозяйство и продуктовую промышленность региона.
Лев Хасис, главный исполнительный директор «X5 Retail Group»:
- Это ограничение может поставить крест на развитии сетевой торговли, поскольку один миллиард рублей годового оборота - стандартный показатель для сети из пяти-шести магазинов. Мне известно, что в последний момент ФАС включила в текст законопроекта такие формулировки. Они настолько абсурдны, что, я надеюсь, правительство их скорректирует и приведет в соответствие со здравым смыслом.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?