Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
PepsiСo купила лидера украинского рынка соков — компанию "Сандора"
Вчера компания PepsiСo объявила о приобретении лидера украинского рынка соков — компании «Сандора». Сумма сделки оценивается в 542 млн долл. Вместе с тем от PepsiCo в первую очередь ожидали поглощений на российском соковом рынке, где ее основной конкурент — компания Coca-Cola — уже два года назад приобрела питерского производителя «Мултон». Выбор Украины эксперты объясняют тем, что в России покупка лидера обошлась бы PepsiCo намного дороже. Однако они уверены, что рано или поздно компания приобретет актив и в нашей стране.
Как следует из пресс-релиза PepsiCo, акции «Сандоры» будут выкуплены в два этапа американскими компаниями PepsiAmericas и PepsiCo. В ближайшее время они приобретут 80% акций украинской компании, а оставшаяся доля будет выкуплена в ноябре текущего года. Доля PepsiAmericas в совместном предприятии достигнет 60%. Общая сумма сделки составит 542 млн долл. с учетом долга.
Покупка «Сандоры» позволит PepsiCo закрепиться на перспективном украинском рынке безалкогольных напитков, уверены в компании. Сейчас, по данным самой «Сандоры», ее доля составляет порядка 50%. Таким образом, PepsiCo, доля которой, по сообщениям украинских СМИ, на украинском рынке безалкогольных напитков чуть превышает 3%, мгновенно опередит Coca-Cola, у которой почти 20% рынка.
По мнению Андрея Яновского, генерального директора «Нидан Соки» (разливает на своих мощностях бренд «Тропикана» для PepsiCo), эта покупка — «адекватный ответ компании конкурентам, которые еще не имеют своего производства на Украине, а поставляют туда продукцию из России». Пресс-секретарь российского подразделения Coca-Cola Владимир Кравцов подтвердил, что его компания сейчас поставляет на Украину соки компании «Мултон». «Там представлена вся линейка продуктов, — говорит он. — Пока компании достаточно такого присутствия на Украине».
По мнению ряда экспертов, решение PepsiCo обосноваться сперва на украинском рынке вполне логично, хотя от компании уже не первый год ждут приобретений на российском рынке. «Выбор страны объясняется тем, что PepsiCo купила безусловного лидера рынка, — считает г-н Яновский. — А в России лидеры стоят очень дорого». Аналитик «Уралсиба» Андрей Никитин поясняет, что в России рынок соков практически полностью консолидирован. «У нас четыре игрока контролируют более 80% рынка, и приобрести кого-то со значимой рыночной долей не так просто. Да и стоят российские компании намного дороже», — добавляет он.
Впрочем, по мнению экспертов, PepsiCo заплатила за украинский актив дороже, чем он стоит на самом деле. «Но здесь заложена большая премия за лидерство и возможности роста. Это вложение в будущее», — полагает г-н Яновский.
По словам аналитика «Уралсиба» Андрея Никитина, темпы роста рынка соков на Украине существенно превышают темпы роста российского рынка. Согласно его данным, украинский рынок растет в натуральном выражении на 17% в год. Пресс-секретарь «Вимм-Билль-Данна» (ВБД) Антон Сарайкин подтверждает, что быстрорастущий и ненасыщенный украинский рынок очень привлекателен для игроков: «ВБД также планирует усилить свое присутствие в этой стране, и мы раздумываем о том, чтобы начать там выпуск собственных брендов».
Аналитик Deutche UFG Алексей Кривошапко отмечает, что, приобретая на Украине соковый бизнес, PepsiCo получает хороший синергетический эффект. «У компании довольно сильные позиции в напитках; и логистическая, и транспортная синергия здесь очевидна». Г-н Кривошапко считает, что приобретение PepsiCo на Украине на российском рынке не скажется: вряд ли компания станет поставлять произведенные на «Сандоре» соки в Россию.
При этом аналитик выразил уверенность, что в будущем компания обязательно приобретет производителя соков в России. Ранее в прессе не раз появлялась информация о переговорах PepsiCo с «Ниданом», а также «Лебедянским» — лидером российского рынка соков.
Компания PepsiCo, оборот которой в 2006 году составил около 35 млрд долл., в России представлена пятью заводами по розливу напитков (осуществляет боттлер Pepsi Bottling Group) и заводом по производству чипсов в Подмосковье. Эксклюзивным боттлером на Украине выступает группа предприятий Baltic Beverage Holding. ООО «Сандора» основано в 1995 году. По 45% долей принадлежит литовским бизнесменам Игорю Беззубу и Раймондасу Туменасу, 10% — гендиректору компании Сергею Сипко. Компания располагает двумя производствами в Николаеве.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?