Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
PepsiCo хочет контролировать госсубсидии для производителей молока
Американская PepsiCo, ставшая лидером молочного рынка России после покупки «Вимм-Билль-Данна», предлагает изменить механизм господдержки молочного животноводства. По мнению компании, государственные субсидии должны идти не напрямую производителям молока, как это было раньше, а через посредников в лице перерабатывающих заводов. Последние будут контролировать качество и количество молока, а также направлять часть средств на продвижение продукта. Однако сельхозпроизводители опасаются, что в результате деньги государства осядут в карманах PepsiCo и других переработчиков, в том числе Danone, купившей недавно «Юнимилк».
Согласно проекту госпрограммы «Развитие АПК на 2013—2020 годы» объем финансирования молочного животноводства должен составить почти 702 млрд руб. Для увеличения производства молока и повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства Минсельхоз предлагает субсидировать производство товарного молока в размере 3 руб. за литр высшего и первого сорта, а также субсидировать часть затрат на содержание молочного стада из расчета 3 руб. на одну корову. В последние годы в России производится ежегодно примерно 32 млн т молока, из них 15 млн т идет на промышленную переработку.
В июле текущего года первый вице-премьер Виктор Зубков поручил Минсельхозу проанализировать механизмы бюджетной поддержки молочного животноводства, которые оказались в своем большинстве недостаточно эффективными, и подготовить новые (см. РБК daily от 15.07.11).
Как выяснилось, к этому процессу помимо чиновников подключились и крупнейшие переработчики молока. В распоряжении РБК daily оказалась презентация PepsiCo, в которой говорится, что для более эффективного использования бюджетных средств необходимо перенести часть субсидий, выделяемых сегодня на одну голову крупного рогатого скота, на килограмм товарного молока. А для нивелирования высокой сезонности производства (в России в мае—сентябре производство молока увеличивается почти на 50% по сравнению с октябрем—апрелем. — РБК daily) и волатильности цен PepsiCo предлагает в низкий сезон выделять сельхозпроизводителям больше денег, чем в высокий.
Но главное изменение, которое прописано в презентации американской компании, заключается в перераспределении финансовых потоков, которые идут сельхозпроизводителям от государства. PepsiCo предлагает осуществлять выплаты колхозникам через перерабатывающие предприятия.
Они возьмут на себя обязательства по контролю качества и количества полученного сырого молока, а также гарантируют своевременные денежные выплаты сельхозпроизводителям за поставленное молоко. Также переработчики обещают направлять часть госсредств на рекламу и продвижение молочной продукции. Взамен они надеются получить от государства налоговые льготы.
«Это не наше предложение, оно разработано Молочным союзом, в который помимо PepsiCo входят Danone и другие переработчики», — заявил РБК daily директор по коммуникациям российского представительства PepsiCo Александр Костиков. Связаться с Молочным союзом в пятницу не удалось.
Гендиректор компании «Молочный продукт» Алексей Ефременко считает, что в принципе предложение PepsiCo могло бы принести пользу. «Однако боюсь, что получится все, как всегда, ведь коррупцию при распределении бюджетных средств никто не отменял», — добавляет он. В лучшем случае, по мнению производителя, субсидии получат крупнейшие игроки рынка — PepsiCo и Danone, которая купила «Юнимилк» в 2010 году.
Гендиректор Русской молочной компании Рашид Хайров опасается, что может возникнуть монополизация рынка молока, поскольку переработчик, оценивая качество молока, будет влиять на сельхозпроизводителя. «И каким образом бюджетные средства будут доходить до всех производителей молока? — спрашивает он. — Ведь некоторые из них перерабатывают молоко самостоятельно на собственных мощностях, а часть молока вообще реализуется без переработки».
Перевод финансовых потоков на себя даст переработчикам дополнительный контроль над поставщиками, считает председатель правления ассоциации «Союзмолоко» Андрей Даниленко. Он добавляет, что сейчас субсидии производителям сырого молока выделяются напрямую, минуя посредников, и если правительство согласится с предложением переработчиков, то это потребует изменения системы господдержки и Бюджетного кодекса.
«Союзмолоко» также предлагает субсидировать производителей качественного товарного молока и дифференцировать поддержку в низкий и высокий сезоны, говорит г-н Даниленко. «Необходимо совместными усилиями производителей и переработчиков молока совершенствовать действующую систему контроля качества и количества молока, лишая поддержки производителей, которые выпускают молоко только на бумаге», — подчеркивает он.
Алексей Кузьменко, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?