Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Пенсионерка купила в Смоленске шесть крупных магазинов и взвинтила арендные ставки
Невиданный скандал разразился в Смоленске: никому не известная 78-летняя горожанка за 78 млн руб. купила на никем не замеченном аукционе шесть крупных магазинов, в том числе надолго арендованных московскими торговыми сетями. Простота и изящество схемы позволяют легко реализовать ее и в других городах страны.
Наука торговать
Московские торговые сети стали заходить в Смоленск три года назад. Довольно быстро большинство заметных муниципальных магазинов площадью от 800 до 1000 квадратных метров превратились в сетевые супермаркеты. По неофициальным данным, месячный оборот каждого торгового предприятия "Магнита" и "Копейки", закрепившихся в городе первыми, колеблется от $1,5 млн до $3 млн, немногим меньше у недавно присоединившихся к этой компании сетей "Дикси" и "Континент света". Существенную роль сыграло и радушие городской администрации, которая установила москвичам стоимость аренды на порядок ниже рыночной (на срок до 15 лет), в центре Смоленска доходящей до $100 за метр в месяц. Поэтому москвичей просто потрясло известие о том, что с некоторых пор один из трех смоленскх магазинов "Дикси" и один из двух магазинов "Континента света" принадлежит уже не муниципалитету, а гражданке Людмиле Болоховой, представители которой объявили о немедленном повышении арендных расценок. На условиях анонимности представитель одного из арендаторов сообщил "Власти", что новые хозяева помещения взвинтили аренду в семь раз: вместо $7, которые собирала городская администрация, частным владельцам придется платить по $50 за квадратный метр.
Новость была шокирующей еще и потому, что арендаторы не скрывали намерения выкупить арендуемые помещения, внесенные в прогнозный план приватизации 2007 года. Просто прогноз стал былью незаметно для самых заинтересованных лиц. И неудивительно.
Ни в местных изданиях, на страницах которых обычно публикуется информация местных властей, ни на муниципальном сайте объявления о продаже имущества так и не появилось. Сообщение об аукционе было напечатано в ежедневном федеральном выпуске "Комсомольской правды", у которого нет смоленской вкладки и который в отличие от пятничной "толстушки" купить в городе непросто. Анатолий Таранов, директор проводившего аукцион МУП "Долговой центр города Смоленска" (никаких долгов на магазинах не висело, просто долговой центр обеспечивает и приватизационные торги), объяснил выбор рекламного носителя желанием "расширить географию" и привлечь столичных покупателей. Однако обнаружить крохотный текст, затерявшийся среди рекламы поп-концертов, мог бы только очень искушенный человек. Ни в Москве, ни в других точках расширенной географии таких не нашлось.
В итоге аукцион, организованный в одной из комнат долгового центра, прошел почти по-семейному. Помимо организаторов -- четырех невозмутимых чиновников и аукциониста -- присутствовал только 26-летний юрист, представитель престарелой Людмилы Болоховой, действовавший по доверенности. Он подтвердил намерение своего доверителя купить шесть из десяти разбросанных по всему городу муниципальных магазинов общей площадью 4,5 тыс. квадратных метров и во всех случаях был признан победителем на первом же шаге. Квадратный метр городской недвижимости обошелся Людмиле Болоховой в среднем в $670. По самым скромным оценкам, эта цена в три раза ниже рыночной.
Впрочем, все необходимые формальности устроители аукциона соблюли. Объявление было дано в срок, торги прошли безупречно, а их результаты завизировал первый вице-мэр Смоленска Владимир Лабовский.
Невыносимая легкость
К сожалению, "Власти" так и не удалось выяснить, как Людмила Болохова собирается распорядиться свалившимся на нее счастьем. От общения с прессой старушка отказалась наотрез, хотя и не успела убежать от фотографа, запечатлевшего новую хозяйку магазина на фоне собственности. По отзывам соседей, раньше в покупке магазинов либо иного заметного имущества одинокая пожилая женщина, недавно поселившаяся в одном из новых домов в центре Смоленска, замечена не была, да и образа жизни всегда придерживалась скромного -- никаких ночных клубов и раритетных авто.
Как только о происшествии стало известно, мнения горожан разделились. Некоторые откровенно радовались: "Москвичей кинули -- хорошо, давно пора! А то понаехали тут, скупили все!"
Арендаторы проданных помещений почувствовали себя жестоко обманутыми. Заместитель директора электротехнической компании "Континент света" Сергей Близнюк заявил: "Магазин продали за 9 миллионов, а на капитальный ремонт помещений и подвала мы потратили половину этой суммы! Поэтому с выкупом объекта у нас никаких проблем не было бы. Заключая договор аренды на десять лет, мы сразу хотели включить в него пункт о праве выкупа, но нам не разрешили". В смоленском представительстве "Дикси" также были шокированы поведением городской администрации. "Мы сейчас не предпринимаем никаких шагов, этим занимается наше московское руководство",-- сказал один из руководящих сотрудников торговой сети.
Местные СМИ сообщили, что сетевики завалили гневными письмами городскую администрацию и горсовет и даже пожаловались в прокуратуру. Правда, исполняющий обязанности прокурора области Виктор Лосев факт подачи таких заявлений не подтвердил.
Зато в горсовете, который с мэром давно на ножах, разразилась настоящая буря. Депутат Алексей Казаков потребовал разобраться с "неэффективным управлением имуществом". Его коллега Владимир Загрядский тут же предложил отменить результаты злосчастных аукционов и завершить на этом приватизацию муниципального имущества. После нескольких безуспешных попыток горсовет все-таки получил для очной беседы руководителя долгового центра Анатолия Таранова, и с его участием прошло заседание постоянной комиссии по законности, регламенту и этике. Депутатов взволновала легкость, с которой серьезных людей обвели вокруг пальца.
Выяснилось, что в городском законодательстве есть лазейка, позволяющая напечатать объявление о смоленском аукционе хоть в New York Times. Дело в том, что рупоры городской администрации в муниципальном законе указаны по именам -- "Рабочий путь" и "Смоленские новости", а вот про то, где должны печататься объявления об аукционах, нет ни слова.
Всем мэрам пример
По результатам беседы комиссия приняла решение приостановить приватизацию до лучших времен и наконец определить, где должны печататься объявления об аукционах. Заместитель председателя горсовета Эдуард Качановский сообщил "Власти": "Если бы в городском законодательстве четко прописали процедуру приватизации муниципальной собственности, не было бы этого скандала. Объявление об аукционе только в федеральном издании лишило многих смоленских предпринимателей возможности принять участие в торгах. Конкуренции, по сути, никакой не было, и огромные площади ушли по заниженной цене, нанеся существенный урон городской казне. Правда, недавние поправки в федеральный закон N131 "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" освободили нас от необходимости ускоренной распродажи свыше тысячи объектов муниципальной собственности, а ведь от такого ускорения сделки порой становятся совсем уж непрозрачными". Эдуард Качановский считает, что "всю информацию об аукционах нужно размещать в СМИ задолго до торгов, тогда подобного абсурда мы сможем избежать".
Депутат Сергей Маслаков выразился жестче: "Кого-то обманули -- это точно. Непонятно пока, кого больше -- московских предпринимателей, рассчитывавших на долгосрочную аренду, или городскую казну, в которую денег попало намного меньше, чем могло бы. Но то, что всех, в том числе и москвичей, опередила бабушка со своими миллионами, наводит на мысль, что муниципальный долговой центр действовал по определенному плану. Кто его придумал -- пусть разбираются компетентные органы".
Мэр Смоленска Владислав Халецкий, которого народная молва считает одним из главных действующих лиц в этой истории, хранит гордое молчание. Впрочем, в конце августа источники в городской администрации сообщили, что Халецкий затеял служебное расследование действий руководителя муниципального предприятия, продавшего злосчастные магазины, и даже приказал подготовить судебные иски о признании результатов аукционов недействительными. В кулуарах прозрачно намекают на то, что глава долгового центра Анатолий Таранов в конце концов может "ответить за все и за всех".
Примечательно, что первыми подобные утечки информации подвергли сомнению отставные силовики. Полковник милиции Анатолий Семцов, который в свое время был заместителем главы областного управления внутренних дел, заявил "Власти": "Мне смешно, что сам Владислав Халецкий и расследует эти нарушения. В местной прессе сейчас пишут, что мэр, который ничего не знал о том, что творится у него под носом, теперь-то уж рьяно взялся за дело. А у меня нет никаких сомнений, что глава городской администрации все и организовал". А координатор Национального антикоррупционного комитета по Смоленской области, бывший сотрудник спецслужб Владимир Шаргаев констатировал: "Если большой кусок городской собственности продается конспиративно -- ищи подвоха. И на месте правоохранительных органов, которые всем этим, несомненно, должны заняться, я поинтересовался бы у бабушки, откуда она узнала об аукционе. А вообще, подобные мероприятия проводились и раньше, только теперь городское имущество стали распродавать оптом, а не в розницу".
Оптовый подход может и не ограничиться одним Смоленском. Полковник Семцов подчеркнул: "Повторение подобных инцидентов возможно в будущем и в других регионах, где не работает закон". Согласился с ним и глава местного отделения "Справедливой России" Михаил Старшинов, одновременно являющийся секретарем оргбюро президиума ЦК партии. Он назвал смоленский аукцион "характерным примером расхищения государственного имущества" и отметил: "Пока такие лазейки остаются в законодательных актах других городов (местным законотворцам есть над чем задуматься), повторение подобных "недоразумений" возможно где угодно".
Так что московским компаниям, раскинувшим сети по стране, вскоре придется столкнуться с валом проблем, организованных по смоленской технологии. Ведь федеральных газет, непроданного имущества и скромных старушек в стране еще много. За всеми не уследишь.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.