Декоративное изображение
3 957

Поделиться

Партнер "Мосмарта" заморозил участие в проекте создания сети на Украине

Компания "Платформа-1", совместное предприятие EastOne Виктора Пинчука и "Мосмарта", заморозила проект создания сети из более чем 500 продуктовых магазинов на Украине. Партнеры должны были совместно инвестировать в сеть $300 млн, но финансовый кризис нарушил их планы. О прекращении открытия новых магазинов на Украине заявили "Вестер" и X5 Retail Group.

О том, что EastOne и "Мосмарт" заморозили проект "Платформа-1" как минимум до весны 2009 года, рассказал вице-президент "Мосмарта" Семен Слуцкий. В пресс-службе EastOne подтвердили перенос сроков открытия магазинов. Источник, близкий к одному из партнеров, уточнил, что "Мосмарт" оказался не готов к инвестициям на Украине, а EastOne не захотела продолжать проект самостоятельно.

"Платформа-1" была создана весной этого года: российская сеть получила 51-процентную долю, EastOne — 49%. Для Виктора Пинчука это был первый проект в продуктовом ритейле. Предполагалось, что компания построит сеть из 50 гипермаркетов и примерно 500 магазинов шаговой доступности, вложив $300 млн. Первый магазин площадью 10 тыс. кв. м планировалось открыть уже в 2008 году. Господин Слуцкий уточнил, что "Платформа-1" договорилась об аренде помещения в одном из строящихся в Киеве торговых центров, но девелоперы сорвали сроки ввода объекта в эксплуатацию.

Инвесткомпания EastOne создана в Лондоне в сентябре 2007 года для управления активами Виктора Пинчука на общую сумму свыше $10 млрд. В портфеле EastOne — около 20 бизнесов, в том числе трубно-колесная компания "Интерпайп" (контролирует Нижнеднепровский, Никопольский и Новомосковский трубопрокатные заводы), предприятие "Днепроспецсталь", Никопольский ферросплавный завод, банк "Кредит-Днепр", а также телеканалы ICTV, СТБ, "Новый канал", М1 и газета "Факты". Господин Пинчук также владеет блокирующим пакетом крупнейшей украинской авиакомпании "Аэросвит". Его состояние журнал Forbes оценивает в $5 млрд.

ЗАО "Мосмарт" (оператор торговых сетей) и ЗАО "Гиперцентр" (владелец недвижимости) контролируют Михаил Безелянский и Андрей Шелухин. Выручка "Мосмарта" в 2007 году — $748 млн.

Сейчас на Украине работают еще две российских сети — "Перекресток" (принадлежит X5 Retail Group) и "Вестер". Гендиректор Х5 Лев Хасис говорит, что шесть украинских "Перекрестков" не убыточны и закрывать их компания не планирует, "активного открытия" новых магазинов в ближайших планах нет. "На Украине чиновники больше увлечены внутренней политической борьбой, нежели проблемами в реальном секторе. Мы будем изучать новые возможности, но пока их нет",— говорит господин Хасис. Совладелец "Вестера" Олег Болычев считает, что инвестировать в Украину сейчас рискованно и не планирует открывать там новых магазинов в среднесрочной перспективе (сейчас работают два объекта на Украине, еще два готовятся к открытию).

Сейчас эти ритейлеры больше сосредоточены на проблемах своих российских магазинов. Например, "Мосмарт" в октябре потерял часть поставщиков из-за постоянных задержек оплаты товара. Ситуация улучшилась после проведения допэмисии на 750 млн руб., которую выкупили акционеры, и получения кредита Сбербанка на 1,5 млрд руб. "Мосмарт" уже отказался от развития формата магазинов "у дома" "Мосмартик", который не успел выйти на самоокупаемость до кризиса. "Вестер" выставил на продажу земельные участки стоимостью $50 млн, чтобы реструктурировать долги. А Х5 сократила 30% офисных сотрудников и ведет переговоры с госбанками о получении кредитов на общую сумму более 20 млрд руб.

Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко считает, что Х5, "Вестеру" и "Мосмарту" повезло, что они не успели открыть большое количество магазинов на Украине. Во-первых, украинский рынок известен тем, что местные торговые операторы работают с очень низкой маржей (в среднем валовая рентабельность ниже на 4-5 процентных пункта, чем у российских сетей). Во-вторых, констатирует эксперт, экономика Украины "гораздо менее диверсифицирована, сильно зависит от экспорта металла и в ближайшие два года будет показывать отрицательный рост".   Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами