Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Падение уровня рождественских продаж становится нормой
Результаты распродаж в США, предшествовавших католическому и протестантскому Рождеству, не вызвали оптимизма по поводу скорого выздоровления национальной экономики. По данным The Wall Street Journal, уровень продаж в последние предпраздничные дни по сравнению с показателями прошлого года упал одновременно с сокращением числа покупателей, посещающих торговые точки. Аналогичная тенденция отмечена и в Европе — там покупатели, хотя и увеличили свою «магазинную» активность, до прошлогодних показателей тоже не добрались. Российская статистика демонстрировала разнонаправленные движения, в то время как предварительные данные китайских ритейлеров говорят о росте потребительской активности населения КНР.
Ключевым показателем предпраздничной покупательской активности американцев являются данные за последние выходные, предшествующие Рождеству, которое они отмечают 25 декабря. Показатели этого года соответствуют экономическим реалиям США — посещаемость торговых центров в период с 19 по 21 декабря упала на 24%, а объем продаж за этот срок снизился на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Единственным светлым пятном, не меняющим, впрочем, общую картину, стал полупроцентный рост выручки в «суперсубботу», 20 декабря. В итоге, по утверждению аналитиков ShopperTrak, нынешние продажи стали худшими с 1969 года, что объективно свидетельствует о нарастании негативных процессов в американской экономике, спад которой в четвертом квартале может составить от 4,3 до 6,5%. Схожую картину можно наблюдать и в Европе — рост потребительских расходов улучшил общую картину спада, однако до уровня прошлого года продажи так и не дотянули. Самыми лучшими оказались показатели Германии — тут уровень продаж составил 98% от прошлогоднего.
«Снижение потребительской активности в США и Европе можно объяснить общим депрессивным состоянием покупателей, столкнувшихся в последние месяцы уходящего года с ростом безработицы и снижением доходов. Товаров в магазинах американских городов меньше не стало — люди просто не решаются тратить деньги в прежнем объеме», — говорит аналитик ИК «Атон» Инга Фокша. По мнению директора рекламного агентства «Образ» Ильи Горячева, определенное влияние на сознание покупателей оказала массированная рекламная кампания и предлагаемые ритейлерами значительные скидки. «Однако рассчитывать на долговременный эффект не стоит — в увеличении спроса виноваты праздники, и по их окончании волна потребления затухнет», — прогнозирует он.
В то время как на Западе потребление вместе в показателями промышленного производства неуклонно снижается, на Востоке можно наблюдать обратную картину. Рост продаж в канун Рождества в Китае составил, по предварительным данным, около 6% по отношению к данным за прошлый год. Основной площадкой, где жители КНР совершали покупки, стала провинция Сянган (бывший Гонконг), которая традиционно выполняет роль «всекитайского супермаркета». «Данное явление вполне объяснимо — внутреннее потребление в КНР все эти годы стабильно росло, да и финансовый кризис не так сильно ударил по доходам большей части населения страны. Товарный рынок насыщен, темпы роста безработицы не столь значительны, как в США и ЕС, значительного падения уровня жизни нет. Если учесть меры правительства КНР, направленные на стимуляцию спроса, становится ясно, почему не произошло падения активности», — констатировала г-жа Фокша.
Ряд российских ритейлеров пока не заметили кризиса. «Каких-то особенных антикризисных скидок в «Иль де Боте» нет. В магазинах, как всегда в канун праздников, проходят многочисленные и разнообразные акции марок», — говорит менеджер по PR сети «Иль де Боте» Вера Трищ. «Акции на рынке бытовой техники стандартны у всех компаний. На какие-то товары есть скидки — речь идет о каких-то локальных акциях на определенные категории товаров. Но массовых распродаж нет», — уточняет PR-менеджер сети «Эльдорадо» Илья Новохатский.
Однако специалисты отмечают уменьшение объемов товарно-денежных потоков. «В этом году новогодние скидки начались во многих сетях раньше чем обычно, — говорит PR-менеджер сети Finn Flare Екатерина Русакова. — Некоторые сети начали распродажи уже в октябре, хотя обычно все распродажи начинаются либо в ноябре, либо в конце декабря, или в январе. Даже те сети, которые раньше устраивали распродажи в числе самых последних, в этом году проводят акции раньше. Спрос упал, и покупателей необходимо было мотивировать, чтобы сократить остатки товара». Самые серьезные размеры уменьшения спроса, в пределах 10—30%, отмечены в населенных пунктах, где финансовые проблемы испытывает градообразующее предприятие. При этом наблюдатели отмечают, что в ряде торговых центров падения продаж и уменьшения спроса не наблюдается.
АНАТОЛИЙ ПОМОРЦЕВ,МАРГАРИТА ПАРФЕНЕНКОВА , РБК
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?