Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Падение уровня рождественских продаж становится нормой
Результаты распродаж в США, предшествовавших католическому и протестантскому Рождеству, не вызвали оптимизма по поводу скорого выздоровления национальной экономики. По данным The Wall Street Journal, уровень продаж в последние предпраздничные дни по сравнению с показателями прошлого года упал одновременно с сокращением числа покупателей, посещающих торговые точки. Аналогичная тенденция отмечена и в Европе — там покупатели, хотя и увеличили свою «магазинную» активность, до прошлогодних показателей тоже не добрались. Российская статистика демонстрировала разнонаправленные движения, в то время как предварительные данные китайских ритейлеров говорят о росте потребительской активности населения КНР.
Ключевым показателем предпраздничной покупательской активности американцев являются данные за последние выходные, предшествующие Рождеству, которое они отмечают 25 декабря. Показатели этого года соответствуют экономическим реалиям США — посещаемость торговых центров в период с 19 по 21 декабря упала на 24%, а объем продаж за этот срок снизился на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Единственным светлым пятном, не меняющим, впрочем, общую картину, стал полупроцентный рост выручки в «суперсубботу», 20 декабря. В итоге, по утверждению аналитиков ShopperTrak, нынешние продажи стали худшими с 1969 года, что объективно свидетельствует о нарастании негативных процессов в американской экономике, спад которой в четвертом квартале может составить от 4,3 до 6,5%. Схожую картину можно наблюдать и в Европе — рост потребительских расходов улучшил общую картину спада, однако до уровня прошлого года продажи так и не дотянули. Самыми лучшими оказались показатели Германии — тут уровень продаж составил 98% от прошлогоднего.
«Снижение потребительской активности в США и Европе можно объяснить общим депрессивным состоянием покупателей, столкнувшихся в последние месяцы уходящего года с ростом безработицы и снижением доходов. Товаров в магазинах американских городов меньше не стало — люди просто не решаются тратить деньги в прежнем объеме», — говорит аналитик ИК «Атон» Инга Фокша. По мнению директора рекламного агентства «Образ» Ильи Горячева, определенное влияние на сознание покупателей оказала массированная рекламная кампания и предлагаемые ритейлерами значительные скидки. «Однако рассчитывать на долговременный эффект не стоит — в увеличении спроса виноваты праздники, и по их окончании волна потребления затухнет», — прогнозирует он.
В то время как на Западе потребление вместе в показателями промышленного производства неуклонно снижается, на Востоке можно наблюдать обратную картину. Рост продаж в канун Рождества в Китае составил, по предварительным данным, около 6% по отношению к данным за прошлый год. Основной площадкой, где жители КНР совершали покупки, стала провинция Сянган (бывший Гонконг), которая традиционно выполняет роль «всекитайского супермаркета». «Данное явление вполне объяснимо — внутреннее потребление в КНР все эти годы стабильно росло, да и финансовый кризис не так сильно ударил по доходам большей части населения страны. Товарный рынок насыщен, темпы роста безработицы не столь значительны, как в США и ЕС, значительного падения уровня жизни нет. Если учесть меры правительства КНР, направленные на стимуляцию спроса, становится ясно, почему не произошло падения активности», — констатировала г-жа Фокша.
Ряд российских ритейлеров пока не заметили кризиса. «Каких-то особенных антикризисных скидок в «Иль де Боте» нет. В магазинах, как всегда в канун праздников, проходят многочисленные и разнообразные акции марок», — говорит менеджер по PR сети «Иль де Боте» Вера Трищ. «Акции на рынке бытовой техники стандартны у всех компаний. На какие-то товары есть скидки — речь идет о каких-то локальных акциях на определенные категории товаров. Но массовых распродаж нет», — уточняет PR-менеджер сети «Эльдорадо» Илья Новохатский.
Однако специалисты отмечают уменьшение объемов товарно-денежных потоков. «В этом году новогодние скидки начались во многих сетях раньше чем обычно, — говорит PR-менеджер сети Finn Flare Екатерина Русакова. — Некоторые сети начали распродажи уже в октябре, хотя обычно все распродажи начинаются либо в ноябре, либо в конце декабря, или в январе. Даже те сети, которые раньше устраивали распродажи в числе самых последних, в этом году проводят акции раньше. Спрос упал, и покупателей необходимо было мотивировать, чтобы сократить остатки товара». Самые серьезные размеры уменьшения спроса, в пределах 10—30%, отмечены в населенных пунктах, где финансовые проблемы испытывает градообразующее предприятие. При этом наблюдатели отмечают, что в ряде торговых центров падения продаж и уменьшения спроса не наблюдается.
АНАТОЛИЙ ПОМОРЦЕВ,МАРГАРИТА ПАРФЕНЕНКОВА , РБК
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?