Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Падение цен в России невозможно даже в кризис
Вчера Росстат в очередной раз сравнил динамику потребительских цен в Евросоюзе и странах СНГ. Вывод очевиден и не нов: если в Европе рецессия и сокращение спроса приводят к дефляции, то в России, на Украине и в Белоруссии они лишь снижают темпы инфляции. Недавнее ослабление национальных валют не единственная и не главная ее причина. Инфляция — вечный спутник развивающихся экономик, она сопутствует как их росту, так и падению. Одно из объяснений — тотальный монополизм и коррупция. Чиновники остаются в России получателями высокой маржи во всех отраслях экономики.
С января по май потребительские цены выросли на 6,8% в России, на 6,9% в Белоруссии и на 7,4% на Украине. Разница невелика и слабо коррелирует с падением промпроизводства, которое на Украине составило 32% — вдвое больше, чем в России. Тем временем Европа переживает снижение цен. Дефляция на 0,1—0,4% в январе—мае наблюдалась в Ирландии, Латвии, Литве, Португалии, Бельгии, Германии, Финляндии. По сравнению с декабрем 2008 года цены в ряде стран ЕС снизились на 2%.
Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик объясняет это падением экономического роста, снижением доходов населения и сокращением спроса. Однако в России наличие этих же явлений привело к обратному эффекту. Г-н Лисоволик напоминает о недавней девальвации национальных валют. Но потребительские цены в России росли и до кризиса, когда доллар стоил меньше 24 руб. В мае, когда эффект девальвации рубля был уже отыгран, инфляция составила 0,6% и по итогам года ожидается ниже 10% — невиданный для России рекорд. Впрочем, данные Росстата не подтверждаются эмпирически: по наблюдениям корреспондентов РБК daily, за май цены в магазинах значительно выросли.
По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, причина перманентной инфляции — в отсутствии конкуренции. В развитых экономиках бизнес, боясь прогореть, вынужден снижать цены, поясняет он. У постсоветских производителей и продавцов, что бы ни случилось, один безусловный рефлекс — повышение цен.
Очевидно, что рыночные механизмы ценообразования в России не работают. Очередным подтверждением этому можно считать вчерашнее известие о планах слияния Московского метрополитена и Мосгортранса в единую госкорпорацию, которую эксперты видят еще более непрозрачной, чем ее составные части. Цены и тарифы фактически определяются чиновниками, издержки от общения с которыми бизнес возлагает на конечного потребителя. Инфляция в этих условиях становится постоянным налогом на бедных. Вчера зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов заявил, что компания рассчитывает, что с 2011 года внутрироссийские цены на газ будут сравнимы с европейскими (см. эту же страницу). «Пока динамика по последовательному повышению цен на газ сохраняется. Даже в условиях кризиса 2009 года планируемое годовое увеличение цен на газ сохранилось», — сказал он.
МАРИЯ СЕЛИВАНОВА, ВИКТОР ЯДУХА, www.rbcdaily.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?