Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
8 614
Поделиться
Падение розничного товарооборота Украины ускоряется
Товарооборот предприятий розничной торговли и ресторанного хозяйства Украины в марте 2009 г. снизился на 16,9%, что является самым быстрым темпом падения с начала года.
По информации Госкомстата, в номинальном выражении объем товарооборота в ритейле за март этого года достиг 18,46 млрд. грн. по сравнению с 16,6 млрд. грн. в феврале и 16,35 млрд. грн.— в январе. В целом, объем розничного товарооборота предприятий, осуществляющих деятельность по розничной торговле и ресторанному хозяйству, за январь-март 2009 г. составил 51,7 млрд. грн., что составляет 86% к объему января-марта 2008 г.
При этом Госкомстат отмечает, что по сравнению с февралем этого года розничный товарооборот в марте вырос на 9,3%, что является традиционным увеличением благодаря большему количеству дней в марте. Отметим, что предыдущие пять лет темпы роста розничного товарооборота составляли около 30% в год, а в 2008 г. этот показатель упал до 17,9%. При этом эксперты неохотно берутся прогнозировать, как долго и до каких пределов будет падать этот показатель. В этом вопросе мнения экспертов существенно расходятся. Некоторые считают, что ситуация начнет налаживаться уже в апреле, другие уверены, что улучшение наступит не раньше зимы. Так или иначе, эксперты отмечают, что дальнейшее снижение доходов населения и ухудшение финансового состояния бизнес-структур в ближайшей перспективе будет плохо сказываться на украинском ритейле.
Как сообщил «і» замдиректора аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Гостик, причинами снижения розничного товарооборота являются низкая покупательная способность и изменение предпочтений потребителей в сторону более дешевой продукции. По его словам, эти показатели будут оставаться на нынешнем уровне до конца года.
Управляющий партнер консалтинговой компании «АСТЕРС групп» Евгений Кулинич также заявил «і», что сегодня нет никаких оснований ожидать в ближайшей перспективе роста товарооборота. «В продуктовых розничных сетях товарооборот с начала года сократился на 10-20%, в непродуктовых — на 20-40%. Ситуация в ритейле зависит также и от колебания курса валюты. С учетом того, что финансисты предрекают резкое подорожание доллара к лету, товарооборот украинских компаний продолжит падение. На мой взгляд, даже начавшийся процесс постепенного снижения цен не будет стимулом к росту продаж. Я думаю, что розничный товарооборот будет снижаться до уровня 2004-2005 гг. Именно тогда началась эпоха активного потребления за счет доступности кредитов. Рост товарооборота возможен только с возобновлением кредитования предприятий и потребительского кредитования»,— считает господин Кулинич.
Максимальное снижение розничного товарооборота в январе-марте зафиксировано в Волынской (20,8%), Черкасской (20%), Днепропетровской (18,2%) областях и Крыму (19,9%), тогда как минимальное — в Киевской (5,3%), Одесской (5,9%) и Херсонской (6,6%) областях.
Александра ПОТАПЕНКО, Экономические известия
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.