Декоративное изображение
16 301

Поделиться

Ozon увеличил годовой прогноз на фоне рекордного роста заказов в III квартале 2021 года

Ozon Holdings PLC объявил неаудированные финансовые результаты за третий квартал, закончившийся 30 сентября 2021 года.

По словам генерального директора Ozon Александра Шульгина, в третьем квартале 2021 оборот компании вырос более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. Ozon повышает прогноз по росту GMV до 120% по итогам 2021 года.

Рост GMV ускорился благодаря преимуществам эффекта масштаба. Руководство Ozon делает массированные инвестиции, но оптимизирует вложения, что отражается в увеличении валовой прибыли, снижении маркетинговых расходов и других показателях экономической эффективности бизнеса.

В прошлом квартале было введены в эксплуатацию рекордное количество складских площадей, теперь общая площадь фулфилмент-фабрик вместе с сортировочными центрами составляет более 770 тыс. кв.м. Такой рост крайне важен для выхода компании на новый уровень развития и для обеспечения роста в среднесрочной перспективе.

Основные финансовые и операционные показатели за 3 квартал 2021 года

  • Оборот от продаж товаров (GMV), включая услуги, вырос до 108,3 млрд рублей с НДС по сравнению с 44,2 млрд рублей в 3 квартале 2020 года. Темп прироста GMV год-к-году существенно ускорился до 145% в 3 квартале 2021 года по сравнению с 94% во 2 квартале 2021 года, а темп роста квартал-к-кварталу составил 22%.
  • В 3 квартале 2021 года количество заказов Ozon выросло на рекордные 239% год-к-году и составило 56,2 млн по сравнению с 16,6 млн заказов за 3 квартал 2020 года. В квартальном сопоставлении количество заказов увеличилось на 37%. В отчетном периоде Ozon добился рекордно высокого роста количества заказов на фоне улучшения когортных показателей: частотность заказов увеличилась на 50%, значительно выросло количество покупателей. Это способствовало не только росту общего количества заказов, но и снижению показателя операционных затрат на заказ, что приводит к улучшению юнит-экономики.
  • Несмотря на снижение средней стоимости заказа по сравнению с предыдущим годом, в 3 квартале 2021 показатель GMV на одного пользователя существенно вырос год-к-году — из-за роста частотности заказов, что привело к снижению издержек на заказ и увеличению отдачи от инвестиций в привлечение клиентов и инфраструктуру.
  • В течение 3 квартала 2021 года платформа Ozon каждый месяц привлекала около 1 миллиона покупателей, в результате чего клиентская база составила 21,3 миллиона активных пользователей, увеличившись на 16% по сравнению с предыдущим кварталом. Год к году показатель вырос на 87% — рекордный уровень роста за последние семь кварталов. Компании также удалось повысить эффективность маркетинга: доля расходов на продажи и маркетинг в процентах от GMV снизилась до 6,0% в 3 квартале 2021 года по сравнению с 6,4% во 2 квартале 2021 года.
  • За последние двенадцать месяцев число активных продавцов увеличилось почти в четыре раза, превысив 60 000. С начала года к платформе присоединилось около 40 000 продавцов, которых привлекает разнообразие логистических схем сотрудничества, собственные инструменты Ozon для анализа продаж, широкий набор рекламных инструментов и финансовые сервисы для масштабирования бизнеса. В 3 квартале 2021 года Ozon также предоставил доступ к платформе самозанятым предпринимателям, что должно еще больше расширить ассортимент платформы.
  • Значительный рост базы продавцов способствовал росту доли маркетплейса, которая достигла 66,7% от GMV, включая услуги, по сравнению с 51,4% в 3 квартале 2020 года.
  • На скорректированный показатель EBITDA повлияли единовременные расходы на R&D проект в размере 370 млн рублей. Компания также произвела дополнительную корректировку резерва по переоценке товарно-материальных запасов в размере около 500 млн рублей в связи с недавними разъяснениями Комитета по интерпретациям МСФО (IFRIC). Без учета эффекта от этих событий скорректированная EBITDA по итогам 3 квартала составила бы минус 10,4 млрд рублей.
Отношение скорректированной EBITDA к GMV улучшилось квартал-к-кварталу и составило 9,6% в 3 квартале 2021 года по сравнению с 10,3% во 2 квартале 2021 года без учета влияния вышеупомянутых разовых расходов на R&D проект и корректировки резерва по переоценке товарно-материальных запасов. Улучшение показателя в основном обусловлено ростом валовой прибыли и улучшением расходов на продажи и маркетинг как процента от GMV. Расходы на фулфилмент и доставку были выше по сравнению с предыдущим кварталом из-за активного расширения инфраструктуры в рамках подготовки к высокому сезону 4 квартала 2021 года.

Скорректированная EBITDA в 3 квартале 2021 года составила минус 11,3 млрд рублей по сравнению с минус 1,9 млрд рублей в 3 квартале 2020 года. Таким образом, отношение скорректированной EBITDA к GMV в. 3 квартале 2021 года составило минус 10,4% по сравнению с минус 4,2% в 3 квартале 2020 года. Несмотря на рост совокупных операционных расходов год-к-году, обусловленный инвестициями в инфраструктуру, маркетинг и привлечение талантов, показатель издержек на заказ значительно улучшился в годовом сопоставлении благодаря эффекту масштаба. Данный эффект обеспечен значительным увеличением частоты заказов на одного активного пользователя. Более высокая частота должна стать ключевым фактором дальнейшего снижения издержек на заказ в будущем. В 3 квартале 2021 года компания также осуществляла целевые инвестиции в новые вертикали, такие как сервис быстрой доставки Ozon Express и финтех.

  • На 30 сентября 2021 года денежные средства и их эквиваленты составляли 116,5 млрд рублей по сравнению с 122,8 млрд рублей на 30 июня 2021 года.
  • Убыток за период составил 14 018 млн рублей в 3 квартале 2021 года по сравнению с 3 879 млн рублей в 3 квартале 2020 года.

Финансовый прогноз

Приведенные ниже заявления прогнозного характера отражают ожидания компании Ozon по состоянию на 16 ноября 2021 года с учетом тенденций, отмечаемых в течение года до настоящего времени, могут измениться и связаны с неотъемлемыми рисками, которые компания не в состоянии контролировать, например, общее воздействие пандемии коронавируса и любые продолжающиеся или новые потенциальные потрясения, вызванные пандемией. Приведенные ниже прогнозы не предполагают дальнейшей эскалации пандемии коронавируса и проблем с цепочками поставок.

Показатели основаны на текущих результатах и прогнозах:

  • Ozon повышает прогноз годового роста GMV, включая услуги, до 120% со 110% по итогам 2021 года.
  • Ozon подтверждает прогноз капитальных затрат в 2021 году в размере от 20 до 25 млрд рублей.

Ключевые показатели и развитие бизнеса

E-commerce бизнес Ozon показал внушительный рост GMV в. 145% год-к-году и достиг 108,3 млрд рублей по сравнению с 44,2 млрд рублей в 3 квартале 2020 года. Темпы роста GMV значительно ускорились по сравнению с 94% во 2 квартале 2021 года, увеличение GMV квартал-к-кварталу составило 22%. Повышение темпов роста было подкреплено рекордным ростом заказов на 239% год-к-году в 3 квартале 2021 года. Рост частотности заказов связан с повышением удобства и качества обслуживания на платформе Ozon, что отразилось в улучшении индекса лояльности NPS. Улучшения достигнуты за счет значительного расширения услуг фулфилмента и логистики, что позволило сократить время доставки и увеличить ассортимент и доступность товаров, особенно в регионах. Дополнительные услуги новых вертикалей, таких как сервис быстрой доставки Ozon Express и финтех, еще больше повысили вовлеченность пользователей.

Маркетплейс Ozon

В 3 квартале 2021 года GMV маркетплейса Ozon вырос на 217% год-к-году, в результате чего доля маркетплейса от общего GMV достигла 66,7% по сравнению с 51,4% в 3 квартале 2020 года. Стремительный рост маркетплейса обусловлен увеличением количества продавцов на платформе Ozon, что обеспечивает больший выбор для покупателей. Расширение ассортимента и улучшение обслуживания в сочетании со стратегическими маркетинговыми инвестициями позволили Ozon увеличивать базу покупателей на примерно 80% год-к-году последние семь кварталов подряд, а в 3 квартале 2021 года рост базы покупателей составил 87%.

Продавцы

Число продавцов увеличилось в 3,6 раза год-к-году и достигло более 60 тысяч. Это связано с тем, что все больше крупных, малых и средних предприятий привлекает многомиллионная аудитория Ozon и возможности Компании, охватывающие широкий спектр услуг, включая фулфилмент и логистику, различную аналитику рынка, видеостриминг, рекламные инструменты и финансовые сервисы. Одним из ключевых отличительных факторов платформы Ozon является разнообразие предлагаемых моделей маркетплейса («Продажа со склада Ozon» — FBO, «Продажа со склада продавца» — FBS, витрина — «Доставка силами продавца»). Возможность персонализировать логистические решения позволяет Ozon удовлетворять индивидуальные потребности бизнеса и привлекать больше продавцов к использованию платформы.

Запуск продаж для самозанятых предпринимателей

С октября 2021 года Ozon позволяет самозанятым предпринимателям продавать широкий спектр производимых ими товаров. В России насчитывается, по разным оценкам, около 2,7 миллиона самозанятых граждан. Инициатива компании еще больше расширяет ассортимент для покупателей Ozon, которые теперь могут приобрести уникальные товары ручной работы.

Трансграничный бизнес Ozon

Трансграничные продажи Ozon (подразделение Ozon Global) продолжают расширяться. На платформе уже работает более 3 000 международных продавцов из 26 стран, включая такие рынки как Китай, Юго-Восточная Азия и Европа, на конец сентября 2021 их совокупный ассортимент превышал более 6 миллионов товарных наименований.

Ассортимент

За последние 12 месяцев Ozon увеличил базу продавцов практически в четыре раза и оптимизировал процесс создания контента, что позволило расширить ассортимент платформы до примерно 46 миллионов в третьем квартале 2021 года с 9 млн годом ранее.

Покупатели

Количество активных покупателей Ozon выросло на 87% год-к-году и составило 21,3 млн на 30 сентября 2021 года по сравнению с 11,4 млн годом ранее. Увеличение количества покупателей связано привлечением новых клиентов в рамках стратегии ежегодного увеличения маркетинговых расходов, а также органическим ростом компании: Ozon стал самой популярной платформой для совершения покупок среди покупателей из Москвы и регионов.

В 3 квартале 2021 года частотность заказов клиентов Ozon выросла на 50% до 7,5 в год по сравнению с 5,0 по итогам 3 квартала 2020 года. За последние два года частотность заказов увеличилась вдвое, что связано с повышением активности клиентов и улучшением когортных показателей. Рост частотности заказов свидетельствует об успешном переходе Ozon к модели регулярных покупок.

Фулфилмент и логистика Ozon

Расширение сетей фулфилмент-центров и наращивание логистической инфраструктуры является ключевым фактором развития e-commerce бизнеса компании.

За прошедший год Ozon увеличил совокупную площадь складских помещений более чем на 150%. На 30 сентября 2021 года совокупная площадь складских помещений Ozon превысила 770 000 квадратных метров, включая фулфилмент-центры с общей площадью 420 000 квадратных метров. Для того, чтобы подготовиться к обработке больших объемов продукции в сезон высокого спроса и выйти на стабильный уровень использования мощностей, новым фулфилмент-центрам обычно требуется несколько месяцев, с этим связано увеличение расходов в 3 квартале 2021 года.

В настоящее время Ozon управляет фулфилмент-центрами в Москве, Московской области, Твери, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске, что позволяет компании повышать скорость доставки, увеличивать ассортимент и обеспечивать доступность продукции во всех частях страны.

Благодаря стремительному расширению логистической инфраструктуры Ozon управляет одной из наиболее развитых систем «последней мили» и является одной из крупнейших логистических компаний страны. Кроме того, трансформация инфраструктуры «последней мили» в последние 18 месяцев стала решающим фактором, ускорившим рост e-commerce бизнеса компании и развитие сервиса быстрой доставки Ozon.

За последние двенадцать месяцев количество пунктов выдачи заказов Ozon увеличилось практически вдвое, а мощности сортировочных центров выросли более чем в четыре раза. Это позволяет Ozon быть ближе к покупателям, а также повышать скорость и соблюдать сроки доставки. В 3 квартале 2021 года показатель доставки «точно в срок» (on time) Ozon составил 98%.

Логистические услуги для сторонних компаний

В этом году Ozon начал оказывать логистические услуги сторонним интернет-магазинам и ритейлерам. Это создает дополнительный поток доходов для Ozon, а также позволяет увеличить загрузку логистической инфраструктуры и способствует ее быстрому развитию. На данный момент логистическими сервисами пользуются более 1 000 партнеров, включая крупные международные бренды, такие как IKEA и Decathlon, благодаря чему федеральная сеть Ozon уже доставляет более 10 000 заказов каждый день.

Финансовые технологии

Финансовые сервисы Ozon продолжают демонстрировать стабильный рост TPV благодаря повышению активности со стороны существующих клиентов, а также привлечению новых. В 3 квартале 2021 года команда Ozon Fintech завершила проект по ребрендингу: теперь ООО «Оней Банк», приобретенный во втором квартале, носит название «Ozon Банк». Банк будет преимущественно заниматься предоставлением инфраструктурных и платежных решений, интегрированных в основную платформу e-commerce. В результате планируется повысить удобство совершения покупок для покупателей и эффективность финансовых сервисов для продавцов маркетплейса. В свою очередь, это должно способствовать поддержанию лояльности клиентов, а также развитию бренда финансовых решений Ozon на рынке услуг B2B и B2C за пределами платформы.

B2C инициативы

В 3 квартале 2021 года дебетовая карта Ozon. Card укрепила свои позиции в тройке самых популярных способов оплаты на макретплейсе. На 30 сентября 2021 года количество выпущенных Ozon. Card достигло около 1,6 миллиона. Ozon. Card способствует повышению лояльности покупателей: за последние 12 месяцев владельцы карты делали заказы в среднем в 1,6 раза чаще по сравнению с клиентами, использующими другие способы оплаты.

В сентябре 2021 года Ozon запустил пилотный проект, впервые предложив пользователям одновременно получать баллы Ozon. Card и Ozon Premium: это позволило нам оптимизировать пользовательский опыт и предоставлять дополнительные преимущества покупателям, использующим оба продукта. Инициатива была успешно реализована в октябре 2021 года и уже демонстрирует многообещающие результаты.

B2B инициативы

В 3 квартале 2021 года предложением «Гибкий график выплат» воспользовались приблизительно 5 тысяч продавцов, что на 109% больше по сравнению с предыдущим кварталом. Этот продукт позволяет продавцам Ozon выстроить график платежей, наиболее соответствующий потребностям их бизнеса. Мы видим, что этот инструмент мотивирует МСП инвестировать в развитие своего бизнеса, повышая эффективность управления оборотным капиталом.

В 3 квартале 2021 года микрофинансовая компания «Ozon Кредит», основанная в мае 2021 года, начала выдавать кредиты продавцам платформы. «Ozon Кредит» анализирует более 40 различных показателей при помощи средств машинного обучения, что позволяет Ozon быстрее и точнее оценивать платежеспособность заемщика.

Ozon Express

Ozon Express — сервис быстрой доставки компании, предлагающий доставку в течение часа или в удобные часовые слоты. В ассортименте сервиса более 20 000 товарных наименований, включая продукты питания и непродовольственные товары, такие как FMCG-товары, детские товары и электроника. Успешно покрыв сервисом всю Москве, во 2 квартале 2021 года Ozon Express запустился в Санкт-Петербурге.

После отчетной даты Ozon Express начал региональную экспансию и открыл первые дарксторы в Твери, Краснодаре и Ростове-на-Дону.

На 30 сентября 2021 года Ozon Express запустил широкую линейку товаров повседневного спроса FMCG, включая кофе, снеки и другие продукты питания под собственной торговой маркой, а в октябре открыл собственное производство готовых блюд.

Ozon Technology

В июле 2021 года Ozon запустил робототехническую лабораторию в Иннополисе (Татарстан). Лаборатория будет работать над созданием решений для роботизации и автоматизации фулфилмент-центров и логистической инфраструктуры. В перспективе использование робототехники позволит снизить расходы на обработку каждого заказа, а также повысить производительность цепочки поставок. Кроме того, Ozon запустил конкурс на разработку решений по роботизации для e-commerce «Ozon RoboFactory» и планирует наградить пятерых участников грантами на разработку и реализацию своих идей вместе с Ozon.

Международный бизнес Ozon

Экспансия в СНГ

Ozon продолжает международную экспансию, что позволяет компании увеличивать размер целевого рынка и использовать возможности на недоосвоенных рынках электронной торговли. Ozon масштабирует свой бизнес в Беларуси: компания открыла первый сортировочный центр в Минске. С начала года продажи Ozon в Беларуси выросли приблизительно в 10 раз, а объем продаж продавцов из Беларуси на платформе Ozon увеличился в 5 раз с марта 2021 года. В 3 квартале 2021 года Ozon начал сотрудничать с национальным оператором почтовой связи Белпочта, благодаря чему жители Беларуси могут получать заказы в любом из приблизительно 3 тысяч почтовых отделений страны. Чтобы пользователям из Беларуси было еще удобнее делать покупки, Ozon запустил франшизу по открытию партнерских пунктов выдачи заказов.

На рынке Казахстана компания продолжает развивать платформу маркетплейса и логистическую инфраструктуру. Так, Ozon открыл уже два сортировочных центра на территории республики — в Нур-Султане и Алматы. Население в 19 миллионов человек, схожий потребительский профиль, а также недостаточно освоенный рынок электронной торговли, который при прогнозируемом среднегодовом темпе роста в 41% к 2025 году должен достичь значения в 12,2 млрд долларов США, — это отличная возможность предложить жителям Казахстана широкий ассортимент продукции и предоставить доступ к сервисам Ozon местным продавцам.

Благотворительная программа Ozon

В сентябре 2021 года Ozon запустил собственную благотворительную программу «Ozon Забота». В рамках этой программы покупатели и продавцы маркетплейса могут делать благотворительные отчисления в проверенные некоммерческие организации.

Ранее Ozon, Wildberries и «AliExpress Россия» подвели итоги распродажи 11.11.

Кроме того, Ozon запускает в Беларуси франшизу пунктов выдачи заказов.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами