Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ozon переобулся
обменявшись акциями с Sapato.ru
Покупку обувного интернет-магазина Sapato один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров Ozon.ru оплатил собственными акциями. В результате среди его совладельцев оказалась венчурная компания Fast Lane Ventures, а также фонды Intel Capital, Kinnevik и eVenture. Аналогичную сделку в 2009 году провел американский интернет-гигант Amazon, купивший обувной онлайн-ресурс Zappos.
О закрытии сделки по покупке Sapato.ru вчера сообщила пресс-служба Ozon. Актив оплачен акциями Ozon и денежными средствами, рассказала “Ъ” гендиректор Ozon Маэль Гавэ, не уточнив сумму сделки и ее детали. После сделки у Ozon появились новые миноритарии, некоторые из них ранее являлись акционерами Sapato, добавила госпожа Гавэ: это венчурная компания Fast Lane Ventures, фонды Intel Capital, Kinnevik и eVenture.
Источник, близкий к сделке, говорит, что в капитал Ozon не вошел единственный миноритарий Sapato – Direct Group. В фонде, который до 2006 года уже был акционером интернет-ритейлера, отказались от комментариев. Крупнейшим акционером Ozon остается Baring Vostok Private Equity Fund (считается, что ему принадлежит доля выше контрольной), сообщила пресс-служба ритейлера.
Обувной интернет-ресурс Sapato запущен Fast Lane Ventures (также инвестирует в том числе в скидочный сервис KupiBonus) в июне 2010 года, сейчас его посещаемость составляет около 2,5 млн человек в месяц. По итогам сентября 2011 года общий объем заказов на сайте (gross demand) составил $26 млн, (свыше 200 тыс. заказов). Товарооборот Sapato в 2012 году прогнозируется на уровне €100 млн ($130 млн по курсу ЦБ РФ на сегодня), в 2013 году этот показатель может достигнуть €130 млн ($170 млн), прогнозировала гендиректор Fast Lane Ventures Марина Трещова.
В июне 2011 года в рамках раунда инвестиций на $12 млн весь Sapato оценивался в $37 млн, говорит управляющий партнер инвестбутика Altone Investments Нил Верещагин (бывший инвестдиректор Fast Lane Ventures). В сделке с Ozon оценка компании могла быть в диапазоне $60–65 млн, говорит он. Инвестиционный аналитик Bright Capital Павел Никонов считает, что текущая оценка Sapato не превысила $50 млн. Инвестдиректор Intel Capital в России и СНГ Игорь Табер не стал комментировать эти цифры, назвав сделку «взаимовыгодной для акционеров Sapato и Ozon». Доход на вложенные средства Fast Lane Ventures – не менее 100%, в среднем это в четыре раза больше, чем по венчурной индустрии, говорит источник “Ъ”. Это первый выход из актива венчурной компании, подчеркивают в Fast Lane Ventures.
По данным Euromonitor, в 2011 году объем российского обувного рынка составил $22 млрд (рост на 15% к 2010 году). Менее 1% этого рынка (до $2,2 млрд) приходится на продажи в интернете (данные Fast Lane Ventures). Согласно прогнозу Data Insight, по итогам 2011 года объем российского рынка электронной коммерции составит 290 млрд руб. ($9,6 млрд).
По итогам 2011 года выручка Ozon составит около $175–$200 млн, говорит Маэль Гавэ. В 2010 году этот показатель составил 4,15 млрд руб. ($143 млн), 37% от оборота составили книги, 30% – электроника, 33% – другие категории. С весны 2011 года Ozon начинал продавать и обувь. Но теперь весь ассортимент передадут под управление команды Sapato. «Самостоятельно развивать еще одну экспертизу бессмысленно»,– объясняет госпожа Гавэ. Ozon в свою очередь ускорит доставку товаров Sapato, добавила она.
Обувной бизнес в интернете связан с рисками возврата товаров. Но заказы Sapato возвращают реже, чем в среднем по рынку, уверяет Маэль Гавэ. У немецкого обувного ритейлера Zalando (его совладельцем недавно стал фонд Алишера Усманова и Юрия Мильнера DST Global) более 50% возвратов, а у Sapato этот показатель никогда не превышал 15%, подтверждает Нил Верещагин.
По словам Павла Никонова, схема сделки Ozon и Sapato напоминает покупку обувного ритейлера Zappos интернет-гигантом Amazon в 2009 году, которые также обменивались акциями. «Ozon сделал реальный шаг в сторону создания российского Amazon»,– добавляет господин Верещагин.
Владислав Новый, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.