Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ожидание кризиса сдерживает развитие рынка ТЦ Екатеринбурга
Ожидание кризиса оказывает сдерживающее влияние на динамику развития рынков недвижимости, в том числе и торговой. Эксперты консалтинговой компании «Урал-Гермес» в обзоре рынка торговых центров на 01.01. 2014 года отмечают, что рынок ТЦ Екатеринбурга, занимающий первое место среди российских городов-миллионников по обеспеченности качественными торговыми площадями на 1000 жителей, уже замедлил темпы роста.
«В подобных случаях действует известный психологический принцип: «угроза сильнее ее исполнения», – комментирует ситуацию директор компании «Урал-Гермес» Александр Засухин. – На рынках, близких к зоне насыщения, такое положение приводит к замедлению темпов роста рынка (что мы сейчас и наблюдаем на рынке ТЦ Екатеринбурга) или к стагнации. Также значительное влияние на рынок недвижимости оказывают общие макроэкономические показатели России: практически остановился рост ВВП и промышленного производства, снижаются инвестиции в основной капитал, возрастает инфляция».
Влияние кризиса уже сказывается в замедлении реализации и временной приостановке крупных проектов торговой недвижимости таких как реконструкция железнодорожного вокзала с развитием на его территории объектов коммерческой недвижимости; вынос Южного автовокзала в район станции метро «Ботаническая» и создание на их базе крупного мультимодального транспортного узла с сегментом коммерческой недвижимости общей площадью около 500 тыс. кв. м; а также строительство ТРЦ «Астра Молл» (ex. «Гагарин Молл») в микрорайоне Уралмаш общей площадью около 300 тыс. кв. м с продлением линии метро и созданием новой станции метрополитена непосредственно возле торгового центра.
Что касается торговых центров, введенных во второй половине 2013 года, стоит отметить, что только два объекта из пяти являются вновь созданными – это ТРЦ «Свердловск», в котором пока введена лишь часть площадей и небольшой районный ТЦ «Марс». Остальные площади были введены за счет расширения или реконструкции существующих торговых центров: это вторые очереди ТЦ «Покровский пассаж» и ТРЦ «Радуга Парк», а также первая очередь обновленного ТРЦ «Глобус» – (бывший ТРЦ «Екатерининский» после реконцепции). Еще три торговых центра, чье открытие было запланировано на 2013 год, перенесли сроки своего открытия. Речь идет о четвертой очереди ТРЦ «Гринвич», ТЦ «Crystals» (бывший ТЦ «Панорама») и ТЦ на ул. Краснолесья. В свою очередь, на 2014 год заявлено об открытии всего двух ТЦ – «Пассаж» и «Astroom» и двух гипермаркетов «Максидом» и «ОКЕЙ». По словам Александра Засухина, этот факт может говорить как о дефиците земельных участков под новые ТЦ, так и о замедлении прихода на этот рынок новых игроков.
Таким образом, по прогнозам аналитиков, при благоприятном развитии ситуации рынок торговых центров Екатеринбурга в 2014 году может увеличиться в лучшем случае на 250-280 тыс. кв. м (из них примерно половина ранее планируемые объемы 2013 г.), что, безусловно, еще больше обострит конкуренцию в данном сегменте. В свою очередь, возрастающая конкуренция обязывает девелоперов, ведущих борьбу за покупателей, усиливать концептуальную составляющую своих торговых центров, в том числе и за счет реконцепций существующих объектов. Так, в новых и реконструируемых ТЦ Екатеринбурга уже запланированы планетарий, дельфинарий, океанариум (ТРЦ «Астра молл»), открытый парк аттракционов, театральная и концертная площадки (ТРЦ «Глобус»), тематические парковые зоны (ТРЦ «Радуга», ТРЦ «Глобус»). По словам Александра Засухина, грядущие изменения в концепциях ТЦ косвенно обнажают необходимость проведения реконцепции других торговых центров Екатеринбурга: «Процесс реконцепции ТЦ в Екатеринбурге идет достаточно активно. Уже закончили реконцепцию ТЦ «Moda» (бывш. «Гринго») и ТЦ «Кит», проводят комплексную реконцепцию ТРЦ «Екатерининский» (ТРЦ «Глобус») и ТЦ «Пассаж», частичную – ТЦ «Гермес-плаза». Также о планах по реконцепции своих объектов заявляли мебельные ТЦ «На Московской горке» и «Галерея 11», – отмечает г-н Засухин.
Эксперты консалтинговой компании «Урал-Гермес» прогнозируют, что, несмотря на кризисные явления, в ближайшие несколько лет будут по-прежнему востребованы качественные ТЦ и особенно ТЦ с оригинальной концепцией, пополнение которыми будет происходить не только за счет новых торговых центров, но и за счет существующих объектов, подвергнутых реконцепции. При этом территориальное развитие рынок торговых центров получит во вновь создающихся и отдаленных районах города, конкуренция в которых пока не так высока: Уралмаш, Химмаш, Академический, Вторчермет.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?