Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Овощи резко подорожали накануне нового урожая
Перед новым урожаем российские овощи заменила импортная продукция, в результате чего в июне цены заметно выросли. По данным Общественной палаты, больше всего подорожал так называемый борщевой набор — на 50% по сравнению с маем. Картофель прибавил в цене 35%. Из-за неблагоприятной погоды на юге страны аграрии могут собрать слабый урожай, и поэтому цены, возможно, останутся на высоком уровне, предупреждают эксперты.
РБК daily удалось ознакомиться с данными, которые получила рабочая группа по агропромышленному комплексу и продовольственным рынкам Общественной палаты в ходе мониторинга цен на продукты питания. Согласно исследованию, в июне набор продуктов социального назначения в среднем по стране подорожал на 3,4% по сравнению с маем текущего года, до 2806 руб. Такой рост зафиксирован впервые с декабря 2011 года, отмечает член Общественной палаты Михаил Попов.
В июне подешевели сыр (на 10%) и куриные яйца (на 7%), но резко подорожали борщевой набор (включает капусту, лук, морковь и свеклу) — на 50% и картофель — на 35%. «Мы объясняем такой всплеск сезонным фактором, — говорит г-н Попов. — Уже в июле цены должны стабилизироваться и даже несколько снизиться». Цена картофеля в среднем по стране в июне составила 21,2 руб. за 1 кг, тогда как в Москве «второй хлеб» можно было купить дешевле — за 20,4 руб.
Руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина соглашается, что нынешнее подорожание картофеля обусловлено сезонным фактором. «В мае—июне традиционно российский картофель заканчивается, и на это время его замещает более дорогой импортный, — говорит она. — При этом если цены на отечественный продукт колеблются в течение года, то импортный стабильно держится в высоком ценовом диапазоне».
С поступлением свежего урожая российских овощей цены традиционно начинают снижаться, отмечает гендиректор компании «Дмитровские овощи» Владимир Чикин. «Однако в этом году стоимость овощей будет меняться по-разному — из-за неблагоприятной погоды в южных регионах страны», — предупреждает он.
Засуха и проливные дожди могут отразиться на раннем и среднем урожае овощей. К примеру, сейчас наблюдается дефицит моркови, и ее стоимость достигает 35 руб. за 1 кг против прошлогодних 30 руб., отмечает он. «Много лука погибло в южных регионах из-за сильных морозов минувшей зимы, ранняя капуста пострадала от засухи, а затем от града, но капусты позднего созревания должно быть много, — надеется г-н Чикин. — Также большой урожай ожидается по картофелю и моркови».
Г-жа Губина затруднилась оценить валовой сбор картофеля в этом году в силу неблагоприятной погоды. «Из-за этого прогноз мы можем дать не ранее конца июля», — говорит эксперт.
При этом г-жа Губина считает прошлогодний уровень цен на отечественный картофель несправедливым. В августе—сентябре 2011 года из-за большого урожая на фоне высокого импорта и снижения потребительского спроса российские сельхозпроизводители вынуждены были продавать картофель ниже себестоимости — по 4—5 руб. за 1 кг.
Крупнейший ритейлер по выручке X5 Retail Group также зафиксировал рост цен на плодоовощную продукцию в июне. К примеру, если в январе в магазинах сети картофель стоил 10 руб. за 1 кг, в апреле—мае — уже 30 руб., а в середине июня — 34 руб. Но затем цены пошли вниз, и сейчас он стоит порядка 20 руб., говорит руководитель отдела по связям с общественностью X5 Светлана Витковская. «Сейчас есть проблема с капустой из-за неурожая на юге, но поставщики обещают, что все нормализуется через пару недель», — добавляет она.
Изменение цен на овощи не окажет существенного влияния на общую инфляцию, уверен ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. «Доля этой категории продуктов слишком мала при расчете общей инфляции», — поясняет он. К примеру, при удорожании плодоовощной продукции на 20% в год общая годовая инфляция увеличится лишь на 0,8%. В то же время рост продовольственной инфляции при такой динамике цен составит 10,9%, отмечает эксперт. www.rbcdaily.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?