Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Отечественные фермеры только выиграли от мирового роста продуктовых цен
Резкий рост цен на продукты питания вызван подорожанием зерна, молока и семечки во всем мире. Российским фермерам такой рост очень даже на руку.
По зернышку
В сети «Копейка» двухкилограммовая упаковка муки высшего сорта в январе стоила 16,61 руб., а 20 ноября — 22,88 руб. По данным Росстата, хлеб за девять месяцев подорожал более чем на 20%, мука — почти на 30% (см. таблицу). В июле гендиректор московского комбината «Звездный» (входит в финскую Fazer) Сергей Мельниченко указывал на 50%-ное подорожание муки. В себестоимости хлеба в зависимости от сорта мука составляет от трети до половины. «В феврале мы закупали зерно по 3800 руб. за тонну, сейчас — по 5800-6800 руб. Получается, зерно с тех пор подорожало в среднем на 66%, что увеличило себестоимость наших макарон более чем на 30%», — подсчитывает Валерий Покорняк, гендиректор компании «Алтан».
Хлеб, макароны и мука дорожают вслед за зерном. В этом году новый урожай пшеницы впервые не сбил цены: тонна пшеницы 3-го класса стоила в июле 5750 руб., а в июле 2006 г. — 3180 руб. (сводный индекс по центральным регионам Института конъюнктуры аграрного рынка, ИКАР). Вчера индекс составлял 6450 руб., говорит ведущий эксперт ИКАР Игорь Павенский.
«Высокие цены никак не связаны с внутренним балансом производства и потребления зерновых, — подчеркивает Павенский. — Экспорт — наиболее устойчивая статья потребления российского зерна, и цена для российских потребителей следует за мировой». А в мире, напоминает эксперт, «самый значительный за последние 30 лет» дисбаланс спроса и предложения зерновых: потребление растет вместе с ростом населения в Азии и развитием биоэнергетики во всем мире. По оценке ИКАР, с июля по октябрь на экспорт поставлено около 8 млн т зерна — на 3,3 млн т больше, чем за те же месяцы прошлого года. «Кроме России и США, других экспортеров почти не было: Украина фактически закрыла экспорт, в Европе и Канаде урожай был ниже обычного, Казахстан начал экспорт в сентябре, но объем поставок пока невелик», — говорит эксперт.
Почти двукратное повышение цен на пшеницу и подсолнечник «благоприятно сказалось на сельхозпроизводителях», признается директор краснодарской компании «Ривагро» Владимир Арсатов. После подорожания рентабельность выросла с 5-7% до 30-40%.
Правда, выросли и издержки. «Нам все говорят: у вас цены выросли? Так не скупитесь», — рассказывает гендиректор Зерновой компании «Разгуляй» Алексей Иванов. По его данным, горюче-смазочные материалы подорожали на 20%, сложные азотные удобрения — почти вдвое, услуги экспедиторов и логистика — на 30-40%; рост издержек съел как минимум половину дополнительных доходов.
По семечку
Производителям растительного масла и майонеза (затраты на масло в его себестоимости составляют 40-50%) тоже пришлось свыкаться с новыми ценами на сырье — так дорого подсолнечник в России не стоил никогда. Испугавшись дефицита, крупные маслоэкстракционные заводы в самом начале сезона (конец августа) согласились покупать семечку нового урожая по 12 000 руб. за тонну — по данным Андрея Сизова из аналитического центра «Совэкон», это «абсолютный рекорд».
В «Копейке» литровая бутылка масла «Злато» подорожала с 38,26 руб. в январе до 56,10 руб. к 20 ноября. В сети универсамов «Продуктория» закупочная цена на растительное масло только за сентябрь — октябрь выросла на 40%, передал через пресс-службу Виген Авалян, гендиректор ООО «Бородино-агро» (управляет сетью). «В Москве мы в этом году повышали цены на майонез для сетей дважды — на 12-15% в августе и еще примерно на 15% в ноябре», — рассказывает гендиректор управляющей компании «Солнечные продукты» Сергей Иванов. «Никаких фундаментальных причин для подорожания масла и майонеза, кроме роста цены на семечку, нет», — уверен он.
В прошлом сезоне тонна подсолнечника стоила в среднем 7000-7500 руб., этим летом цена колебалась около 12 000-12 500 руб., а сейчас — уже 15 500 руб., говорит директор по маркетингу W.J. (производит масло «Милора») Сергей Козлов.
До недавнего времени ежегодный рост потребления масличных в мире примерно соответствовал росту производства, объясняет директор по сырью компании «Эфко» (делает растительные масла, майонез, спецжиры) Валерий Сергачев. Но два года назад начался резкий рост производства биодизеля, потребность этого сектора в сырье все заметнее: в сезоне 2006/07 г. — 6,3 млн т масел (5,2% мирового производства), а в сезоне 2007/08 г. прогнозируется уже 8,5 млн т (6,7%). В сезоне 2006/07 г. потребление масел в мире превысило производство на 0,9 млн т, в сезоне 2007/08 г. тоже будет дефицит, продолжает он.
В России в этом году урожай подсолнечника оказался на 17% меньше прошлогоднего (5,57 млн против 6,75 млн т). А экспорт вслед за мировыми ценами вырос, говорит Сергачев. Кроме того, добавляет он, из-за подорожания пальмового масла большинство производителей маргаринов в России переориентировались на подсолнечное. По подсчетам Сергачева, производство подсолнечного масла в России в этом сезоне составит за минусом экспорта 1,62-1,83 млн т. А потребление уже в прошлом сезоне составило 1,97 млн т. Крупнейший в мире производитель бутилированного подсолнечного масла Bunge сообщил своим российским партнерам в конце октября, что с марта сырое масло подорожало больше чем вдвое — с 16 200 до 34 500 руб. за тонну.
Но заработать вдвое больше прошлогоднего крестьянам не удалось. Директор хозяйства «Воронцовское» (Краснодарский край, выращивает зерно и подсолнечник) Феликс Улибеков жалуется, что эффект от подорожания компенсировало снижение урожая.
По капельке
В число наиболее сильно подорожавших продуктов по версии Росстата вошли сыры, сливочное масло и молоко средней жирности. Закупочные цены на сливочное масло только за октябрь выросли на 20%, на цельное стерилизованное молоко жирностью 2,5-3,2% — на 7-20%, на сыры — на 20%, рассказывает Авалян из «Продуктории». В «Копейке» масло крестьянское жирностью 72,5% подорожало с 17,54 руб. за 180-граммовую пачку в январе до 23,80 руб. на 20 ноября, молоко «М» жирностью 3,2% — с 20,89 до 28,10 руб., сыр «Радамер» 25%-ной жирности — с 72,77 руб. за 350 г до 106 руб.
Сейчас молочное сырье стоит на 80-100% дороже, чем в январе 2007 г., утверждает пресс-секретарь «Вимм-билль-данна» (ВБД) Антон Сарайкин, но раскрыть затраты компании на сырье отказывается. Аналитики Citigroup в октябре, пересматривая прогноз по бумагам ВБД, указывали со ссылкой на представителей компании, что они зафиксировали 11%-ный рост затрат на сырое молоко в первом полугодии и ожидали 19%-ного роста во втором. Рост издержек на сырое молоко, по их мнению, примерно одинаково влияет на всех переработчиков.
Причины глобального роста цен на молоко формировались в течение нескольких последних лет, объясняет вице-президент «Нутритека» по маркетингу и продажам Олег Очинский. Европейская система квот и штрафов для сельхозпроизводителей была выстроена так, что фермерам оказалось интереснее заниматься мясным, а не молочным животноводством. Все больше фермеров в мире переходят на растениеводство, чтобы удовлетворять растущие потребности биоэнергетики в сырье. В сезоне 2006/07 г. в Новой Зеландии и Австралии, которые обычно компенсировали недостаток европейского молочного сырья, была сильнейшая засуха. А в Юго-Восточной Азии только за последний год потребление молочных продуктов выросло на 30%. «Эти факторы и вызвали глобальный рост цен», — констатирует Очинский.
Российские молочные заводы перерабатывают два типа молочного сырья: сырое молоко и молочный порошок (так называемое сухое молоко), объясняет зампред совета директоров компании «Русское молоко» Василий Ходов. По данным бюллетеня австралийской и новозеландской молочной промышленности Dairy Week, тонна новозеландского сухого молока в конце октября на условиях FOB стоила $4800, а год назад — $2240. Импортное сухое молоко с учетом поставок с Украины и из Белоруссии занимает около 30% российского рынка, говорит Очинский.
Вслед за импортным сухим начало дорожать отечественное сырое молоко, рассказывает президент группы «Русские фермы» (производитель сырого молока) Андрей Даниленко. «Русские фермы» в январе продавали литр сырого молока по 9 руб. с НДС, сейчас — по 18-19 руб.
Рост цены на сырое молоко с 10 руб. за литр в прошлом году до 14-15 руб. в этом (без НДС и надбавок за качество) не означает, что прибыль производителей сырого молока автоматически выросла на 40-50%, предупреждает экс-руководитель аграрного направления «Нутритека» Николай Дьячков. Часть дополнительной выручки ушла на комбикорма (цена выросла на 70% по сравнению с летом 2006 г.), удобрения (+100-200% за три года), запчасти и горюче-смазочные материалы. В итоге для успешных фермеров, у которых налажены контакты с переработчиками, рост прибыли в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составил 20-25%, подсчитывает Дьячков.
«70% — это рост моего дохода за последний год, — признает Даниленко. — Но давайте посмотрим на ситуацию объективно: за последние пять лет сырье для переработчиков дорожало на 5-10% в год, а издержки на его производство росли на 15-20%, в этом году — примерно на треть».
По копеечке
«Выигрывает тот, для кого цены реализации выросли, а себестоимость осталась на прежнем уровне», — резюмирует аналитик «Тройки диалог» Михаил Красноперов. Из российских публичных компаний, по его мнению, воспользоваться ситуацией смогла только группа «Разгуляй»: «Они специализируются на покупке, хранении и перепродаже зерна. Благодаря росту цен за то время, пока зерно находится на их элеваторах, компания имеет возможность получить более высокую рентабельность». Кроме того, компания наращивает объемы производства зерна, напоминает аналитик «Уралсиба» Андрей Никитин.
Для российских молочных компаний рост цен на сырье «плох, но не смертелен», считает Никитин: они не могут перекладывать рост цены на сырье на потребителя в тех же масштабах и так же быстро. Компании выходят из положения, повышая отпускные цены на продукты с высокой долей добавленной стоимости — десерты и сыры. В линейке продуктов ВБД, по мнению аналитика, таких много. У «Юнимилка» и «Нутритека» меньше, поэтому на их рентабельности подорожание сырья скажется больше, продолжает Никитин. Но «Нутритеку», подчеркивает он, повышение цен может помочь в конкурентной борьбе: в отличие от конкурентов по рынку детского питания компания производит сырье самостоятельно и имеет возможность более жестко контролировать издержки.
Для «Черкизово» зерно является сырьем. Но компания, по словам Никитина, успела «удачно захеджировать риски подорожания зерновых». К тому же совладельцы «Черкизово» развивают собственный сельскохозяйственный проект — Национальную агропромышленную компанию, которая может поставлять зерно предприятиям группы.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?