Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
2 941

Поделиться

От ворот товарооборот

Таможенный коллапс на северо-западной границе России

Накануне вступления в силу закона «О таможенном регулировании», лишающего ФТС возможности самостоятельно переносить таможенные посты, сотрудники Санкт-Петербургской таможни покинули пост «Южный» на старейшем терминале города «Совавто». Терминал обеспечивал 50% растаможки автогрузов в городе, через который проходит большая часть потребительского импорта РФ. Новое место службы таможенников — расположенный в 200 метрах от «Совавто» новый терминал «Руслан», управляемый ФГУП РОСТЭК. Обслуживать импортеров на пике предновогоднего импорта госструктура торопится. В сочетании со снегопадом происходящее, как и в марте 2010 года, обеспечило транспортные проблемы всему югу Санкт-Петербурга.

В преддверии предновогоднего увеличения грузопотока ФТС фактически парализовала оформление автогрузов Санкт-Петербургской таможней. 1 декабря глава ФТС Андрей Бельянинов распорядился перенести таможенный пост «Южный» Санкт-Петербургской таможни с терминала «Совавто» в Шушарах на расположенный по соседству терминал «Руслан». Простое перемещение поста на 200 метров привело к поразительным результатам. Во-первых, вчера таможенное оформление на «Руслане» еще не началось — переезд сотрудников займет несколько дней. Во-вторых, менеджеров «Совавто» о приказе уведомили постфактум — терминал в последние месяцы обслуживает до 50% потока большегрузов, растаможивающихся на Северо-Западе, причем регион является транзитным для большей части потребительского импорта в РФ. В-третьих, сейчас терминал «Руслан», оператором которого является ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», в несколько раз меньше, чем у «Совавто».

В итоге 1 декабря вся южная часть Санкт-Петербурга превратилась в одну большую автомобильную пробку, которая рассосалась лишь к вечеру — днем же местным маршрутным такси пришлось менять маршруты, избегая наглухо вставшее Московское шоссе. Ситуация с точностью повторяет транспортные проблемы марта—апреля 2010 года (см. “Ъ” от 23 марта), когда ФТС закрыла два других крупных поста Санкт-Петербургской таможни, «Выборгский» и «Пискаревский»: потоки с этих постов частично и принял на себя «Совавто».

Приказ № 2264 «Об определении местонахождения Южного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни» Андрей Бельянинов подписал 29 ноября, однако на самом посту о нем узнали лишь во вторник вечером — из письма начальника Санкт-Петербургской таможни Сергея Березина. А вчера утром Санкт-Петербургская таможня отключила компьютеры «Южного» от спецсвязи, сотрудники получили приказ перебазироваться на соседний терминал «Руслан», где неделю назад открылся терминал, арендованный ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад». «Нас поставили перед фактом,— говорит заместитель гендиректора “Совавто” Дмитрий Кадомский.— В результате бизнес встал. На момент появления приказа у меня на площадку заехало порядка 400 машин. Еще сотни сейчас вынуждены в срочном порядке менять маршруты. Мне звонят, спрашивают, куда перенаправлять: на нашей площадке работало 117 брокеров из 140 в регионе».

Участники внешнеэкономической деятельности со ссылкой на рядовых инспекторов говорят, что в «Руслане» пост заработает в полную силу в лучшем случае через неделю. За это время очередь на въезд может вырасти в разы: площадка «Совавто» рассчитана на 800 грузовиков против около 100 у «Руслана» и занимает около 25 га против 3 га у конкурента, управляемого «дочкой» ФГУП РОСТЭК, контролируемого ФТС России.

Такая ситуация в 2011 году будет уже невозможна. Именно вчера президент Дмитрий Медведев подписал давно ожидаемый бизнесом закон «О таможенном регулировании в РФ» — пункт 2 статьи 10 этого закона устанавливает: «Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном правительством РФ».

Норма фактически поднимает полномочия по ликвидации постов с уровня ФТС на уровень правительства РФ. Как пояснили “Ъ” в Минэкономики, которое выступило автором новации, она должна уберечь бизнес от подобных внезапных решений ФТС и следующих за этим логистических проблем. Предполагается, что после вступления закона в силу ФТС придется не только согласовывать свои планы реорганизации таможен и постов с другими ведомствами, но и обосновывать их необходимость. Подписанный президентом закон вступит в силу только спустя месяц после его официального опубликования — ориентировочно в начале января. Возможно, именно это обстоятельство и подтолкнуло ФТС к решительным действиям.

По данным таможенной статистики, в последние полгода «Южный» оформлял более 50% всех грузов, растаможиваемых Санкт-Петербургской таможней. Высокопоставленный источник “Ъ” в СЗТУ утверждает: на «Совавто» летом специально были переведены потоки с постов «Пискаревский» и «Выборгский».

На расширении зоны таможенного контроля в Шушарах настаивало руководство Северо-западного таможенного управления и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. По словам собеседника “Ъ” в СЗТУ, ситуацию с переносом поста «Южный» на другой терминал усугубляет время, выбранное руководством ФТС для переноса: «Декабрь, особенно с 5 по 25 декабря, у нас традиционно самое горячее время, когда объемы грузопотока возрастает в два и более раза».

Импортеры же, переживающие второй таможенный кризис, в ярости. «Нынешним приказом ФТС поставила нас в катастрофические условия»,— говорит Наталья Юдина, таможенный представитель финской компании Ruuka (кровельные материалы). Как она заявила “Ъ”, «учредители ряда наших западных партнеров начали считать Россию зоной риска и всерьез рассматривают варианты ухода с российского рынка». По словам другого бизнесмена, владельца поставщика электрооборудования, его убытки не сводятся к простою транспортных средств и срыву сроков контрактов. «РОСТЭК оценивает свои услуги дороже других участников рынка. Все издержки бизнес будет вынужден перекладывать на потребителя»,— говорит собеседник “Ъ”.

Начальник пресс-службы СЗТУ Николай Врагов на просьбу “Ъ” сообщить основания переноса таможенного поста ответил следующее: «Это право таможенного органа решать, где проводить таможенное оформление. Тем более что для участников ВЭД ничего не изменилось — лишние 200 метров проехать». Попросивший не называть его владелец крупного таможенного перевозчика заявил “Ъ”: «То, что происходит в Санкт-Петербурге,— передел рынка под “РОСТЭК Северо-Запад”. ЗАО с недавних пор возглавляет хороший знакомый начальника СЗТУ Назипа Галикеева Артур Шайнуров, также уроженец Башкирии. Они (“РОСТЭК Северо-Запад”.— “Ъ”) уже контролируют три основных поста Санкт-Петербургской таможни, Южный, Гатчинский и Янинский. Всех, кто не с ними, ФТС “кошмарит” проверками. Нового тут нет, то же самое происходит и в Московской области, там из 18 новых постов 12 под РОСТЭКом».

Комментарии РОСТЭКа и его дочерних структур по ситуации с постом «Южный» вчера получить не удалось. Активность ФГУПа и его «дочек» таможенные брокеры объясняют в том числе возможностью его скорой приватизации, якобы требующей предпродажной «накачки активами». В правительстве РФ возможность приватизации группы не комментируют. Сама же группа на своем сайте объявляет: «РОСТЭК готов выступить в качестве основного исполнителя государственной программы развития таможенных органов России, реализуемой ФТС».

“Ъ” будет следить за развитием событий.

Андрей Цыганов, Санкт-Петербург; Вадим Вислогузов, Дмитрий Бутрин, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Андрей Бодров, «Магнит»: «Потребители хотят более качественную продукцию, но за справедливую цену»

О новых форматах и концептах, расширении сети, франшизе и новых привычках покупателей.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами