Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
От паники к объективной оценке
Инвестор нервничает
Слабые операционные данные и неосторожные прогнозы стоили X5 Retail Group и «Яндексу» более 9% капитализации. Инвесторы нервно реагируют и лихорадочно распродают бумаги.
Акции лидера российской розничной торговли X5 Retail Group в понедельник, 10 октября рухнули на 9% на LSE. Такое падение было вызвано слабыми операционными результатами компании за третий квартал. В III квартале выручка выросла всего на 32%, в то время как покупательский трафик в сопоставимых магазинах снизился на 4%. Более того, компания заявила о понижении прогноза по росту выручки в 2011 году до 35% в рублевом выражении в связи с ухудшением макроэкономической ситуации в стране и эффектом интеграции магазинов «Копейки».
«Реакция рынка понятна, но чрезмерна. Скорее всего, это связано с по-прежнему высокой степенью неприятия риска инвесторами в текущих условиях и опасениями в отношении дальнейшего развития долгового кризиса в Европе, а также замедления темпов роста мировой экономики», — заключает старший аналитик «ТКБ Капитала» Наталья Колупаева.
«Яндекс» также потерял 13% на фоне информации о снижении доли компании на российском рынке. По данным Liveinternet, она сократилась на 3,3 пункта — до 61,3% с апреля по сентябрь 2011года. Одновременно доля конкурента Яндекса – Google,– в России выросла за это время на 2,7 пункта — до 25,1%.
«Даже на западных биржах инвесторы предпочитают вкладываться в первую очередь в расписки российских сырьевых и промышленных компаний. В результате любое сильное движение может привести к быстрому росту или, наоборот, снижению котировок», — заключает руководитель отдела портфельных инвестиций ИК «Грандис Капитал» Дмитрий Иванов. Он допускает, что первоначально речь шла о небольшом снижении, но затем сработали «стоп-приказы» и последовал эффект «снежного кома».
«Российские акции традиционно более волатильны по сравнению с бумагами с других рынков. Отчасти это связано с тем, что в них вкладывают «короткие деньги», которые и выводят первыми при ухудшении макроэкономической конъюнктуры», — поясняет вице-президент в департаменте торговых операций Deutsche Bank Сергей Суверов.
Кризис пугает инвестора и на других биржах. В июле до 13-тилетнего минимума упали акции финской Nokia. Причиной распродажи стало понижение прогноза по продажам компании. В сентябре такая же участь настигла производителя сматфонов BlackBerry — Research In Motion. Неосторожные прогнозы понизили стоимость его акций на 11%.
Суверов поясняет, что высокотехнологичные эмитенты нередко воспринимаются как «компании роста», демонстрирующие рост на 30-40% в год, торгующиеся по высоким мультипликаторам, и любое снижение темпов роста бизнеса моментально ведет к негативной переоценке стоимости бумаг.
В целом, на рынке все яснее проявляется «эффект толпы»: динамика бумаг все в меньшей степени определяется фундаментальными данными и в большей степени — мгновенными настроениями инвесторов. Паника охватывает инвесторов при малейшем колебании индексов.
Покупатель хладнокровен
Крупнейшие российские компании розничной торговли «Магнит» и X5 Retail Group объявили о падении продаж в магазинах, открытых более года назад. Эксперты связывают это с внутренними проблемами компаний, а не ухудшением настроений потребителей
Крупнейший в России по количеству магазинов ритейлер «Магнит» не зафиксировал падения спроса из-за ухудшения экономических условий. «Мы не видим заметного падения потребительской активности в третьем квартале», — заявил глава компании Сергей Галицкий, слова которого приведены в сообщении ритейлера.
Снижение потребительской активности его конкурент – X5 Retail Group,– объясняет как внутренней ситуацией – эффектом от интеграции «Копейки»,– так и «стремительно ухудшающимися макроэкономическими условиями». X5 стала первой компанией, заявившей о негативном влиянии ситуации на финансовых рынках на реальный сектор. Руководство компании поспешило понизить прогноз по годовой выручке с 40% до 35%.
Росстат утешает
Такие объяснения противоречат официальным данным Росстата, по оценкам которого в третьем квартале оборот розничной торговли в продуктовой рознице вырос на 13%, а темпы роста — до 3% с 1% во втором квартале.
Позитивный настрой сохраняют другие продовольственные ритейлеры. «Дикси» в третьем квартале фиксирует рост сопоставимых продаж и отсутствие принципиальных изменений спроса: ни роста, ни падения.
Эксперт анализирует
Аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина связывает снижение динамики сопоставимых продаж X5 с эффектом «канибализации». «Поглощение «Копейки» привело к росту доли X5 в Москве и Центральном регионе. В результате, концентрация продаж в регионе за год выросла с 52% до 57%, поэтому магазины компании стали уже конкурировать между собой», — указывает эксперт.
По мнению подавляющего большинства экспертов, потребительская активность, как минимум, не падает. По данным исследовательской компании «Ромир», номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в августе 2011 возросли на 4% по сравнению с июлем этого года. Это действительно самый скромный августовский рост за последние четыре года — три предыдущих года август показывал рост к июлю на 8–11%.
«Важно учитывать эффект низкой базы: по сравнению с августом 2010 года повседневные расходы россиян выросли на 27%. Из-за жары объем повседневных расходов горожан был не слишком высоким и сейчас значительно вырос, — рассуждает ведущий консультант «Ромира» Игорь Березин. — В любом случае, рост активности потребителей продолжается, ухудшение макроэкономической ситуации пока не успело на нем сказаться».
Схожего мнения придерживаются и эксперты «ГфК-Русь». По их оценкам, индекс потребительских настроений с начала года демонстрирует вялую динамику. С начала года он вырос всего на 1 пункт до107 пунктов. «Если рассматривать составляющие индекса потребительских настроений, то мы видим две тенденции. С одной стороны, отражающий будущее поведение индекс потребительских ожиданий упал на 2 пункта со 109 до 107, но, во-вторых, при этом индекс текущего состояния вырос за полгода на 7 пунктов с 99 до 106», — указывает руководитель центра инноваций и развития «ГфК-Русь» Асхат Кутлалиев.
Ритейлер маневрирует
Падение сопоставимых продаж зафиксировал и «Магнит». В квартальном сопоставлении индикатор упал с 17% до 8%. «Магнит» с начала года сделал ставку на увеличение трафика и поддержание низких цен и в меньшей степени концентрировался на марже. Сейчас компания начала вновь перекладывать издержки на потребителей, что и привело к снижению сопоставимых продаж», — поясняет аналитик ИК «Атон» Иван Николаев.
Какие же выводы? Пока наблюдаемое слабое падение потребительских ожиданий не снижает активность потребителей, но не исключено замедление роста потребительского спроса в ближайшие два квартала в сравнении в предыдущим годом.
по материалам Коммерсант, РБК, РБК Daily
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.