Декоративное изображение
2 864

Поделиться

От «Групона» требуют деньги

 за зубные имплантаты

Что дороже – iPhone или протез

Один из крупнейших скидочных интернет-сервисов может поплатиться за несговорчивость: клиентка Groupon (ООО «Групон Рус») Светлана Зуева не добилась возврата денег за не оказанные ей медицинские услуги и решила взыскивать их через суд. Это первый арбитражный иск к «Групону» в России.

Как рассказали «Маркеру» в Арбитражном суде Москвы, куда обратилась Зуева, в исковом заявлении девушка пояснила, что еще в феврале приобрела купон на установку двух зубных имплантатов и коронок за 29,9 тыс. рублей, оплатив его по безналичному расчету. Акция действовала до мая, но в течение этих трех месяцев она так и не смогла дозвониться до клиники, где ей должны были оказать услугу. В результате купон «сгорел», но в «Групоне» отказались возвращать деньги, сославшись на то, что они свою роль агента между потребителем и поставщиком услуги выполнили, и предоставив обиженной клиентке самой выяснять отношения с клиникой – об этом Зуева и написала в исковом заявлении.

Истица не уточнила, о какой именно клинике идет речь, однако, по всей видимости, речь шла об акции от 19 февраля в Mosdentalclinic, по которой купоны ценой 19,6 тыс. и 29,9 тыс. рублей купили 77 человек. В клинике «Маркеру» подтвердили, что работали с Groupon, но никто из пришедших к ним якобы не обращался с какими-то ни было претензиями. Зуева к ним на прием не записывалась, заявили в клинике. Выяснить же, действительно ли она безуспешно дозванивалась медикам в течение трех месяцев, по словам представителя клиники, спустя полгода уже невозможно.

В ООО «Групон Рус» («дочка» американской Groupon Inc.) не смогли оперативно ответить на запрос «Маркера».

Пока иск оставлен без движения, и, говорят юристы, шансов на успех у него мало, так как физические лица должны обращаться в суды общей юрисдикции, а не в арбитраж, и поэтому дело по заявлению Зуевой, скорее всего, прекратят. Но это не значит, что она не сможет обратиться снова в районный суд, чтобы вернуть свои деньги. В последнем случае шансы на победу, наоборот, достаточно велики, считает юрист Общества защиты прав потребителей Игорь Зверев, но необходимо будет предоставить суду все чеки, распечатки звонков в клинику, ответы от «Групона» с отказом вернуть деньги.

Получил купонный доход и скрылся

В целом ситуации, когда клиент скидочного оператора не может получить то, за что заплатил, и остается ни с чем, случаются нередко, рассказал «Маркеру» представитель одного из купонных сервисов. Как правило, виноваты в этом сами поставщики товаров и услуг, среди которых встречаются и фирмы-однодневки, и продавцы некачественных китайских товаров. Задача менеджеров купонного проекта – заранее обнаружить такого опасного контрагента.

– Например, компания «Напрасный труд» решило разместиться на сайте и продать нам установку пластиковых окон. Мы что делаем? – говорит он. – Наша служба безопасности проверяет, как давно зарегистрирована компания, просит представить всевозможные документы. Они должны представить доказательства того, что они уже раньше ставили окна и знают, как это делается, и в штате работает не полчеловека, –рассказывает собеседник «Маркера». В Самаре, по данным ЕГРЮЛ, действительно зарегистрировано ЗАО «Напрасный труд».

Но бывает и иначе.

– Есть компании, которые давно существуют, но владелец, понимая, что скоро его детищу приходит конец, набирает огромное количество заказов и, соответственно, денег и исчезает, – добавляет собеседник. – Кто прав, а кто виноват, когда дело доходит до выяснения отношений с рассерженным клиентом, определяет факт перечисления агентом (купонным сервисом) денег на счет подрядчика. Если это произошло, то «больше виноват» последний, если нет, то все претензии к «купонщикам».

«Групону» будет нелегко уйти

Комил Рузаев, генеральный директор «КупиКупон» уточняет, что обычно купонные сервисы работают по агентскому договору, по которому купонный сервис действует как агент от имени и за счет своего партнера. А это означает, что по ст. 1005 ГК РФ обязательства перед клиентом за качество оказанных или неоказанных услуг, проданного товара и т.п. несет партнер, а не купонный сервис. Служба поддержки пользователей выступает как своего рода буфер, который принимает на себя жалобы и претензии пользователя и по мере возможностей старается решить возникший вопрос клиента с партнером. Но обязательства перед клиентом, в первую очередь, несет партнер, в интересах которого выступает агент – купонный сервис.

Тем не менее, уверен юрист ОЗПП Игорь Зверев, все эти детали – не забота потребителя. Его задача – получить либо услугу, либо деньги назад, и он вправе самостоятельно выбирать, к кому адресовать претензии – к агенту или к исполнителю. Поэтому в суде снова переложить вину на нерадивого исполнителя у «Групона» уже, вероятно, не получится. Другое дело, что оператор, в свою очередь, вполне возможно, позже в регрессном порядке взыщет спорную сумму с партнера – но это будет уже другая история.

«Приходи в суд и выиграй с вероятностью 90%»

Обычно конфликты дойти до суда не успевают, ведь сервисы в этом не заинтересованы, каждое судебное разбирательство для них – это удар по репутации. Тем не менее эксперты называют цифры от 20 до 100 исков от «физиков» за все время существования в России скидочных сервисов, причем претензии Зуевой входят, безусловно, в число самых объемных – не каждый решится отдать 30 тыс. рублей купонному сервису.

Определить общее количество исков в судах от обиженных клиентов непросто: в судах общей юрисдикции, куда они должны обращаться, нет общей базы. «Маркер» в открытом доступе обнаружил не так много исков от обиженных клиентов: у Groupon и Biglion по четыре судебных разбирательства, у «КупиКупон» – два, у BigBuzzy – один. Люди жалуются как на сами скидочные сервисы, так и на их контрагентов, и, как правило, выигрывают. Отказано было, если верить этим базам, только один раз: девушка купила три iРhone 4S у BigBuzzy, потратив почти 60 тыс. рублей, но Нагатинский суд Москвы пришел к выводу, что стороны не согласовали в письменной форме условия договора купли-продажи, как того требует закон, и посоветовал повторно обращаться с иском о взыскании неосновательного обогащения. Впрочем, второй раз подавать в суд не пришлось: руководство BigBuzzy было не против возвратить покупательнице деньги.

Кстати, против BigBuzzy в 2011–2012 годах было подано 42 арбитражных иска, по части из которых деньги с оператора решено взыскать. Более того, компании недавно пришлось начать процедуру банкротства по собственной инициативе. Она не справилась с обязательствами, данными кредиторам. Одной из причин называлась та самая прошлогодняя акция с iРhone 4S: компания предлагала пользователям новинку по 19,9 тыс. рублей, и было продано более 7 тыс. купонов. Однако обеспечить поставку BigBuzzy оказалась не в состоянии.

Мария Кунле, «Маркер»

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами