Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
От «Групона» требуют деньги
за зубные имплантаты
Что дороже – iPhone или протез
Один из крупнейших скидочных интернет-сервисов может поплатиться за несговорчивость: клиентка Groupon (ООО «Групон Рус») Светлана Зуева не добилась возврата денег за не оказанные ей медицинские услуги и решила взыскивать их через суд. Это первый арбитражный иск к «Групону» в России.
Как рассказали «Маркеру» в Арбитражном суде Москвы, куда обратилась Зуева, в исковом заявлении девушка пояснила, что еще в феврале приобрела купон на установку двух зубных имплантатов и коронок за 29,9 тыс. рублей, оплатив его по безналичному расчету. Акция действовала до мая, но в течение этих трех месяцев она так и не смогла дозвониться до клиники, где ей должны были оказать услугу. В результате купон «сгорел», но в «Групоне» отказались возвращать деньги, сославшись на то, что они свою роль агента между потребителем и поставщиком услуги выполнили, и предоставив обиженной клиентке самой выяснять отношения с клиникой – об этом Зуева и написала в исковом заявлении.
Истица не уточнила, о какой именно клинике идет речь, однако, по всей видимости, речь шла об акции от 19 февраля в Mosdentalclinic, по которой купоны ценой 19,6 тыс. и 29,9 тыс. рублей купили 77 человек. В клинике «Маркеру» подтвердили, что работали с Groupon, но никто из пришедших к ним якобы не обращался с какими-то ни было претензиями. Зуева к ним на прием не записывалась, заявили в клинике. Выяснить же, действительно ли она безуспешно дозванивалась медикам в течение трех месяцев, по словам представителя клиники, спустя полгода уже невозможно.
В ООО «Групон Рус» («дочка» американской Groupon Inc.) не смогли оперативно ответить на запрос «Маркера».
Пока иск оставлен без движения, и, говорят юристы, шансов на успех у него мало, так как физические лица должны обращаться в суды общей юрисдикции, а не в арбитраж, и поэтому дело по заявлению Зуевой, скорее всего, прекратят. Но это не значит, что она не сможет обратиться снова в районный суд, чтобы вернуть свои деньги. В последнем случае шансы на победу, наоборот, достаточно велики, считает юрист Общества защиты прав потребителей Игорь Зверев, но необходимо будет предоставить суду все чеки, распечатки звонков в клинику, ответы от «Групона» с отказом вернуть деньги.
Получил купонный доход и скрылся
В целом ситуации, когда клиент скидочного оператора не может получить то, за что заплатил, и остается ни с чем, случаются нередко, рассказал «Маркеру» представитель одного из купонных сервисов. Как правило, виноваты в этом сами поставщики товаров и услуг, среди которых встречаются и фирмы-однодневки, и продавцы некачественных китайских товаров. Задача менеджеров купонного проекта – заранее обнаружить такого опасного контрагента.
– Например, компания «Напрасный труд» решило разместиться на сайте и продать нам установку пластиковых окон. Мы что делаем? – говорит он. – Наша служба безопасности проверяет, как давно зарегистрирована компания, просит представить всевозможные документы. Они должны представить доказательства того, что они уже раньше ставили окна и знают, как это делается, и в штате работает не полчеловека, –рассказывает собеседник «Маркера». В Самаре, по данным ЕГРЮЛ, действительно зарегистрировано ЗАО «Напрасный труд».
Но бывает и иначе.
– Есть компании, которые давно существуют, но владелец, понимая, что скоро его детищу приходит конец, набирает огромное количество заказов и, соответственно, денег и исчезает, – добавляет собеседник. – Кто прав, а кто виноват, когда дело доходит до выяснения отношений с рассерженным клиентом, определяет факт перечисления агентом (купонным сервисом) денег на счет подрядчика. Если это произошло, то «больше виноват» последний, если нет, то все претензии к «купонщикам».
«Групону» будет нелегко уйти
Комил Рузаев, генеральный директор «КупиКупон» уточняет, что обычно купонные сервисы работают по агентскому договору, по которому купонный сервис действует как агент от имени и за счет своего партнера. А это означает, что по ст. 1005 ГК РФ обязательства перед клиентом за качество оказанных или неоказанных услуг, проданного товара и т.п. несет партнер, а не купонный сервис. Служба поддержки пользователей выступает как своего рода буфер, который принимает на себя жалобы и претензии пользователя и по мере возможностей старается решить возникший вопрос клиента с партнером. Но обязательства перед клиентом, в первую очередь, несет партнер, в интересах которого выступает агент – купонный сервис.
Тем не менее, уверен юрист ОЗПП Игорь Зверев, все эти детали – не забота потребителя. Его задача – получить либо услугу, либо деньги назад, и он вправе самостоятельно выбирать, к кому адресовать претензии – к агенту или к исполнителю. Поэтому в суде снова переложить вину на нерадивого исполнителя у «Групона» уже, вероятно, не получится. Другое дело, что оператор, в свою очередь, вполне возможно, позже в регрессном порядке взыщет спорную сумму с партнера – но это будет уже другая история.
«Приходи в суд и выиграй с вероятностью 90%»
Обычно конфликты дойти до суда не успевают, ведь сервисы в этом не заинтересованы, каждое судебное разбирательство для них – это удар по репутации. Тем не менее эксперты называют цифры от 20 до 100 исков от «физиков» за все время существования в России скидочных сервисов, причем претензии Зуевой входят, безусловно, в число самых объемных – не каждый решится отдать 30 тыс. рублей купонному сервису.
Определить общее количество исков в судах от обиженных клиентов непросто: в судах общей юрисдикции, куда они должны обращаться, нет общей базы. «Маркер» в открытом доступе обнаружил не так много исков от обиженных клиентов: у Groupon и Biglion по четыре судебных разбирательства, у «КупиКупон» – два, у BigBuzzy – один. Люди жалуются как на сами скидочные сервисы, так и на их контрагентов, и, как правило, выигрывают. Отказано было, если верить этим базам, только один раз: девушка купила три iРhone 4S у BigBuzzy, потратив почти 60 тыс. рублей, но Нагатинский суд Москвы пришел к выводу, что стороны не согласовали в письменной форме условия договора купли-продажи, как того требует закон, и посоветовал повторно обращаться с иском о взыскании неосновательного обогащения. Впрочем, второй раз подавать в суд не пришлось: руководство BigBuzzy было не против возвратить покупательнице деньги.
Кстати, против BigBuzzy в 2011–2012 годах было подано 42 арбитражных иска, по части из которых деньги с оператора решено взыскать. Более того, компании недавно пришлось начать процедуру банкротства по собственной инициативе. Она не справилась с обязательствами, данными кредиторам. Одной из причин называлась та самая прошлогодняя акция с iРhone 4S: компания предлагала пользователям новинку по 19,9 тыс. рублей, и было продано более 7 тыс. купонов. Однако обеспечить поставку BigBuzzy оказалась не в состоянии.
Мария Кунле, «Маркер»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?