Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Основатель "Эльдорадо" перекочевал в Казахстан
Игорь Яковлев получил контроль над сетью «Сулпак»
Как стало известно “Ъ”, основатель крупнейшей российской розничной сети по продаже бытовой техники и электроники «Эльдорадо» Игорь Яковлев реализовал опцион на покупку 51% крупнейшей казахской сети «Сулпак». Его партнером в проекте станут структуры Народного банка Казахстана (Халык-банк), который конвертировал просроченный компанией кредит на $20 млн в 25% ее уставного капитала. Пока «Сулпак» убыточен (минус $26 млн за 2009 год), но уже по итогам 2010 года должен получить $2 млн чистой прибыли, рассчитывает господин Яковлев.
Как рассказал “Ъ” Игорь Яковлев, опцион на покупку 50% «Сулпака» у структур ее основателей Андрея Пака и Алмаза Султана он получил еще в 2006 году. Тогда «Эльдорадо» консультировала «Сулпак» в розничных технологиях и обсуждала возможность создания совместного предприятия. Опцион, по словам господина Яковлева, планировалось реализовать примерно в 2008–2009 годах, но в этот период возникли проблемы с российским бизнесом «Эльдорадо», и сделка была отложена (в начале 2008-го компании были предъявлены налоговые претензии на сумму около 13,5 млрд рублей; см. “Ъ” от 5 марта 2008 года). «К вопросу моего вхождения в капитал “Сулпака” мы вернулись в начале 2010-го,— рассказывает бизнесмен.— В январе была создана новая компания ООО “Арена”, на которую перешли все магазины “Сулпака”. На текущий момент их 37. В ООО я и получил 51% долей».
В апреле прошлого года чешская PPF Group и итальянская страховая Generali Group подписали соглашение о конвертации части кредита — $300 млн из $500 млн — в контрольную долю в «Эльдорадо» и доли в личных девелоперских проектах основателя сети Игоря Яковлева. В сделку с PPF Group не вошли бизнесы «Эльдорадо» на Украине и в Казахстане.
По словам источника “Ъ”, близкого к казахской компании, вместе с господином Яковлевым совладельцами местной сети стали и структуры Народного банка Казахстана (Халык-банк). «У компании был просроченный кредит в банке примерно на $20 млн, который был конвертирован в 25% ООО. Доля оформлена на компанию, аффилированную с подразделением банка,— “Халык-Финанс”»,— сообщил собеседник “Ъ”. Игорь Яковлев подтвердил, что в числе собственников сети «появился финансовый институт», отказавшись от более подробных комментариев. На запрос “Ъ” в банке в пятницу не ответили.
Управлять «Сулпаком» уже назначены бывшие менеджеры «Эльдорадо»: гендиректором сети стал Денис Смирнов (до этого был директором по планированию в «Эльдорадо»), директором по операциям — Евгений Кулагин (в России занимал аналогичную должность).
«Показатели “Сулпака” по темпам роста сильно превосходят сети в России и на Украине»,— отмечает Игорь Яковлев. Так, продажи сопоставимых магазинов (like-for-like) «Сулпака» в третьем квартале 2010 года показали прирост на 59,2% к третьему кварталу 2009 года, в последнем квартале ожидается увеличение на 64%. Вообще вся выручка сети в 2009 году — $139 млн, план на 2010-й — $200 млн. У второй по величине казахской сети «Технодом» выручка за 2009 год — примерно $120–125 млн.
На Украине like-for-like почти вдвое меньше: прирост за третий квартал составил всего 15% (правда, как отмечает Игорь Яковлев, причиной такого низкого показателя стал пожар на единственном складе «Эльдорадо» на Украине), по итогам четвертого квартала ожидается на уровне 30%. Выручка украинского подразделения в 2009 году — $170 млн, план на 2010-й — $232 млн. Продажи сопоставимых магазинов российского «Эльдорадо» за первые шесть месяцев 2010 года увеличились на 14%. «Если по итогам прошлого года у “Сулпака” был убыток на уровне $26 млн, то уже в 2010-м мы ожидаем чистую прибыль в $2 млн»,— отмечает Игорь Яковлев.
При этом рынок Казахстана в разы меньше, чем рынки России и Украины: в 2009 году он оценивается, по данным «Эльдорадо», в $900 млн, в 2010-м ожидается на уровне $1,2 млрд. На Украине по итогам прошлого года продажи бытовой техники и электроники составили $4,3 млрд (план — $6 млрд), а в России — $21 млрд ($27 млрд).
Как отмечает топ-менеджер другой федеральной розничной сети по продаже бытовой техники, «главным трендом ближайшего времени станет освоение рынков стран СНГ». Минувшим летом, в частности, президент «М.Видео» Александр Тынкован заявил, что его компания планирует в ближайшие три-пять лет открыть магазины в Казахстане и на Украине. Правда, бизнесмен уточнил, что для выхода на новые рынки необходимо, чтобы поставщики осуществляли прямой импорт техники (см. “Ъ” от 23 июля).
Ирина Парфентьева, КоммерантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?