Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Операция "Гречка"
Крупные торговые сети названы виновными в запутанном «гречневом деле». Президент Дмитрий Медведев считает, что по ночам ритейлеры перепродают крупу оптовикам, а дальше гречка всплывает на рынках и в маленьких магазинах по завышенным ценам. Из опрошенных РБК daily ритейлеров только Х5 призналась в выявлении таких фактов. Другие торговцы утверждают, что каждый россиянин в душе потенциальный оптовик и имеет склонность скупать товары мешками.
Согласно данным Минэкономразвития, за месяц в большинстве регионов гречневая крупа подорожала на 30—60%. А, к примеру, в Волгоградской области с 27 июля по 23 августа цена на гречку показала рост 84,1%. Вчера президент Дмитрий Медведев на выездном президиуме Госсовета в Саратове раскрыл виновников «гречневого заговора». «Зачастую вечерами из крупных розничных сетей, из магазинов вынимают эту самую гречку. Подъезжают грузовики, покупают мешками эту гречку и, естественно, потом продают на рынках или в маленьких магазинах», — цитирует главу государства РБК.
Глава Х5 Retail Group Лев Хасис признался РБК daily, что «президент совершенно прав» — подобные случаи действительно были. По его словам, закупочная цена гречки составляет 53 руб. за 1 кг, в киосках товар можно найти за 60—70 руб., тогда как, например, Х5, не желая пугать покупателя высокой ценой, торгует крупой по 30—40 руб., когда она, конечно, есть. «У некоторых сотрудников появляется соблазн продавать этот товар через черный вход, — сетует г-н Хасис. — У нас было два таких случая, и как только мы узнали о них, уволили работников и директора магазина, которые были вовлечены в подобную торговлю».
Совладелец сети «Виктория» Николай Власенко утверждает, что с подобными случаями сам не сталкивался. «Мы же не можем населению сказать: бери один пакет гречки в руки, поэтому крупу мешками покупают. Таким образом, каждый человек автоматически становится оптовиком, а куда он потом повезет крупу, мы не знаем», — рассказывает ритейлер. Г-н Власенко считает, что государству не стоит вмешиваться в эти дела — через две-три недели ажиотаж пройдет. Он напоминает, что в объемах продаж магазина гречка занимает всего лишь 0,01%.
Представители «Копейки» и «Дикси» удивлены заявлением президента — в их магазинах нет крупы уже около месяца, поэтому при всем желании нечем торговать по вечерам.
Дмитрий Медведев уверен, что ситуация со взлетевшей в цене гречкой «имеет спекулятивную природу». Между тем ритейлеры считают, что в повышении цен есть и объективные причины. Так, например, Лев Хасис рассказал, что на сегодняшний день у компании есть потребность в одной тысяче тонн гречки. «Нам нужно, чтобы такое количество крупы появилось прямо завтра, но на российском рынке мы не можем найти такого количества товара», — заметил он.
По словам г-на Хасиса, дефицит могли бы пополнить белорусские поставщики, однако они утверждают, что получили запрет от местных властей на вывоз крупы в Россию. «Мы обсуждали вопрос поставок из Китая, но урожай 2009 года не соответствует по качеству российским стандартам, сейчас ищем крупу по всему миру и надеемся, что будет хороший урожай на Алтае», — добавляет Лев Хасис.
«Дикси» сталкивается с такими же проблемами. «Объемов гречки в Белоруссии и на Украине не хватает на Россию, — отмечает вице-президент сети Федор Рыбасов. — По прогнозам, урожай на Алтае не будет впечатляющим, поэтому мы надеемся на гречку из Китая, которая может появиться лишь в середине сентября».
Украина, в которой также ожидается дефицит гречневой группы, действительно не может помочь россиянам. Антимонопольный комитет страны предложил для повышения валового сбора гречихи ввести регулирование севооборота и рекомендовал регулирование цен на гречневую крупу по всей производственной цепочке — от производства, упаковки до розничных сетей.
В России на такие меры власти идти пока не собираются.
РБК daily Евгения Перцева
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?