Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Объем рынка органической продукции России к концу 2021 года может составить более 12 млрд рублей
«Ковидный» период стимулировал рост спроса на органическую продукцию во всем мире.
mploscar / pixabay
По оценке Россельхозбанка, в 2021 году мировой рынок органики вырастет на 12% и достигнет 140 млрд долларов. В России объем рынка органической продукции может составить к концу года более 12 млрд руб.
«Российский рынок органической продукции обладает растущим потенциалом на фоне спроса населения. К концу года объем этого рынка может составить более 12 млрд рублей», — сообщил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Рост спроса на органическую продукцию во всем мире эксперты связывают с общим трендом на здоровый образ жизни. Самыми ярыми приверженцами органики остаются жители США — страна аккумулирует примерно 50% мирового рынка органической продукции. Доля стран Евросоюза — 35%, Китая — около 10%. По объему внутреннего рынка также выделяются Великобритания, Швейцария.
«Как правило, на развитых рынках органики ее доля в общем объеме продовольственного рынка не превышает 5–6%. Явными исключениями являются Швейцария, Дания, Австрия, где этот показатель составляет около 10%. По потреблению на душу населения выделяются Дания и Швейцария. В каждой из стран затраты на душу составляют около 400 долл. США в год», — добавляет Дальнов.
Как отметил эксперт, российский рынок органической продукции имеет большой потенциал импортозамещения и выхода на экспорт. Органическая модель производства в России наиболее перспективна в тех сегментах агропромышленного комплекса, которые в значительной степени интегрированы в международную торговлю и уже соприкасаются с рынками, на которых органическая продукция пользуется большим спросом. Сейчас объем поставок органической продукции за рубеж исчисляется всего в 20 млн евро. При правильном подходе к 2025 году эта цифра может вырасти в десятки раз.
«Важным фактором, который определяет предрасположенность того или иного сегмента к переходу на органическое производство, является доля конкурентоспособных крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и небольших организаций, которые обладают достаточной гибкостью в изменении производственного процесса. В соответствии с этими критериями высоким потенциалом развития обладают зерновые, масличные, зернобобовые культуры, где высока доля КФХ, и которые активно вывозятся за рубеж», — отмечает Дальнов.
Среди конкретных культур востребованы российская органическая пшеница, зеленый горох, соя, гречиха. Определенное значение имеет также эффект низкой базы — только 0,3% пашни в России используется для производства «органики». В ЕС этот показатель составляет около 10%.
В животноводстве наиболее перспективным направлением для производства органической продукции является молочное скотоводство. Этот один из сегментов российского АПК, где фермерские хозяйства наиболее конкурентоспособны и достаточно мобильны для удовлетворения растущего спроса. Рост производства органического молока закономерно приведет к росту потребности в органических зеленых кормах.
Рост внутреннего рынка органической продукции будет сопряжен с ростом доверия покупателя к органической сертификации, с его способностью выделить соответствующее обозначение на фоне других (не сертифицируемых) указателей на улучшенные качества продукции, таких как «фермерские», «эко», «био». По данным международной компании по исследованиям рынка Growing For Knowledge, на данный момент российские поклонники ЗОЖ считают здоровыми ряд продуктов (сухофрукты, мед, хлебцы, пастилу), которые также целесообразно сертифицировать и брендировать как органические.
Россельхозбанк: 90% покупателей фермерских продуктов выбирают глазами.
Кроме того, Центробанк ограничил размер комиссии для розницы при оплате QR-кодами.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?