Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Онлайн-коммерция не снижает темпов
Рынок электронной торговли все более популярен
Объем рынка электронной коммерции в России достиг в 2012 г. 325 млрд. руб. На Москву и Санкт-Петербург приходится почти 2/3 всех продаж. Что больше всего покупают через интернет и каковы перспективы роста онлайн-ритейла, изучала inFOLIO Research Group
Аудитория онлайн-магазинов
По полученным данным, в 2012 г. доступом к интернету обладали около 62 млн россиян. Наибольший уровень проникновения продемонстрировали Москва и Санкт-Петербург – около 72%, наименьший – сельские районы (39%). В среднем по стране проникновение достигает показателя 56%. Почти 80% населения России для входа в интернет используют персональный компьютер, ноутбуки – вторые по популярности (42%), мобильные телефоны для поиска в сети выбирают 34% респондентов. Значительно отстают от других средств смартфоны (13%) и планшеты (почти 4%). С точки зрения демографической структуры рынка наиболее активны женщины: их среди пользователей 55%. Две трети аудитории – молодежь в возрасте 18-24 года. Более 40% проживает в обеих столицах. 84% респондентов заявили, что зарегистрированы хотя бы в одной социальной сети, при этом 36% утверждают, что имеют более одного аккаунта.
Самыми популярными средствами поиска товаров в 2012 г. были поисковые системы: 92% аудитории. 13% приходят в онлайн-магазины из социальных сетей (столь низкий показатель говорит лишь о слабости социальных сетей как каналов дистрибуции, но не как информационной среды).
Стимулы и барьеры обращения к онлайн-торговле
Российского потребителя привлекают в интернет-торговле низкая относительно традиционных форматов цена, бесплатная доставка на дом, легкость в нахождении и сопоставления продуктов, возможность доступа к отзывам о товаре других потребителей. В столицах главным стимулом пользоваться услугами e-commerce является доставка на дом. При этом повсеместно потребители готовы платить больше, в случае если они хорошо знают продавца по отзывам или по собственному опыту.
Среди основных барьеров обращения к услугам онлайн-магазинов можно выделить недоверие к безопасности систем онлайн-оплаты (32%), сложности с возвратом и обменом продукции (31%), боязнь делиться своей конфиденциальной информацией (26%) и низкое воспринимаемое качество продукции и самих магазинов (24%).
Следует отметить, что системы онлайн-оплаты сегодня демонстрируют стремительный рост проходящих через них финансовых потоков, а значит уже в ближайшем будущем главный барьер на пути к росту рынка e-commerce утратит свое значение. То же, только в более отдаленной перспективе, можно сказать и о боязни делиться своей конфиденциальной информацией, так как подобные страхи наиболее распространены среди самой старшей возрастной категории. Наконец, последний барьер также будет ослабевать с приобретением населением как позитивного, так и негативного опыта обращение к электронной торговле и выяснением реального положения дел.
Серьезным фактором развития рынка является обращение производителей к e-commerce. С одной стороны, их выход на рынок будет стимулировать обращение потребителей к электронной торговли (более ¾ респондентов доверяет сайтам предприятий-производителей в большей мере, чем дистрибьюторам), с другой, будет способствовать каннибализации каналов продаж, приведет к ужесточению конкуренции и уходу с рынка ряда игроков-дистрибьюторов. Наконец, в ближайшее время останется актуальной проблема слабой защиты авторских прав и ненасыщенности рынка готовыми решениями монетизации контента (микроплатежи и feemium-модели).
Стимулирование онлайн-торговли техническими и маркетинговыми средствами
Наиболее перспективными маркетинговыми и техническими средствами стимуляции продаж можно признать геопривязку (определение стоимости доставки до места, поиск ближайшего магазина), augmented reality (максимальная визуализация информации о товаре за счет средств видео и трехмерной фотографии, возможность примерки), каталожная поддержка, а также техники вовлечения (вишлисты, чекины, случайные рекомендации и проч.).
Основные показатели рынка e-commerce
Объем рынка электронной коммерции в России достиг в 2012 г. цифры в 325 млрд руб. (или 91 млн заказов), что означает, что доля e-commerce составляет примерно 1,6% ВВП. Более 4/5 рынка занимает сегмент розничной торговли (общее количество онлайн-магазинов в 2012 г. перевалило за 18 200), который, судя по всему, достиг пределов роста по отношению к традиционному ритейлу. На Москву и Санкт-Петербург приходится почти 2/3 всех продаж. При этом именно в столицах можно прогнозировать опережающий по сравнению с другими регионами страны рост онлайн-продаж (27% против 16%). В регионах же интернет-торговля будет расти в основном за счет товаров, недоступных в небольших городах.
При сохранении существующих темпов роста к 2017 г. рынок перешагнет планку в 500 млрд руб., а к 2020 г. – в 650 млрд руб. Главными драйверами роста останутся рост интернет-аудитории на фоне опережающего роста популярности интернет-торговли, развитие систем электронных платежей и каннибализации традиционных рынков.
Наиболее динамично в прошлом году развивались сегменты товаров для дома и мебели, для детей и спорта – их прирост составлял 52%, 49% и 44% соответственно. Крупнейший сегмент e-commerce, бытовая техника, вырос на 26%, уступив косметике и парфюмерии (27%) и украшениям (28%). Сегмент одежды и обуви продемонстрировал 19%-й рост. Лишь незначительная позитивная динамика была зафиксирована в сегментах продуктов питания и книг.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?