Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Онищенко рассказал, как найти управу на магазины дистанционной торговли
Дистанционная торговля пришла в нашу страну сравнительно недавно. И застала врасплох - прежде всего поколение, которое воспитывалось в другом государстве.
Все это наложилось на отсутствие профессиональной культуры торговли, отсутствие правового оформления такого вида взаимоотношений продавца и покупателя.
Конечно, заманчиво, не выходя из дома, не тратя времени на поиск нужного товара, сделать заказ через Интернет (благо теперь Интернет не нечто из ряда вон) или выбрать вещь по каталогу, оформить заказ и ждать той счастливой минуты, когда станете обладателем вожделенного предмета. А уж всяческих предложений, самых заманчивых, самых выгодных... "Приобретете одну сумку - вторая бесплатно". "Доставим БАД (биологически активную добавку) со скидкой в 30 процентов". "Если вы в числе первых десяти дозвонитесь к нам на передачу, то аппарат для мгновенного снижения веса вам будет стоить вдвое дешевле"...
Можно сколь угодно долго повторять, что даже в мышеловке не бывает бесплатного сыра, что на поверку оказывается, что за углом та же БАД продается по цене заметно ниже той, на которую вы польстились в результате рекламы, все тщетно. Такой уж у нас - впрочем, не только у нас - менталитет.
Для ознакомления граждан с описанием товаров, на основании которого потребитель принимает решение о заключении договора, используются телевидение, радио, периодическая печать. Пятая часть товаров продается через интернет-магазины. Почти 15 процентов знакомства с товаром осуществляется через почтовую связь. Вспомните, ведь вы почти каждый день изымаете из своего почтового ящика буклеты, проспекты, каталоги. Да какие красочные! Какие завлекающие! А еще с образцом товара вас знакомят по фотографии, которую навязывают в подземном переходе, у метро, да и просто на улице. И не нужна вам вовсе эта сумочка! Но как устоять?
В ассортименте дистанционной торговли лидируют БАДы, товары для профилактики и лечения, технически сложные предметы легкой промышленности. Проведенные проверки показывают многочисленные при этом нарушения самых элементарных правил торговли. 70 процентов из них связаны с тем, что не предоставляется необходимая достоверная информация. А иногда просто ложь. "Вот вам БАДы, которые вас вылечат от кашля. Только для вас всего за 20 тысяч рублей". У покупателя, увы, даже не возникает мысли о том, чтобы хотя бы заглянуть в соседний магазин, где этот самый БАД стоит одну тысячу. Это потом, когда эффекта нет, когда кашель как был, так и остался, человек бросается к телефону. А названный номер молчит. А адресов никаких не было и нет. Место нахождения продавца неизвестно.
Товар вам доставили домой, передали, так сказать, из рук в руки. Никаких сопроводительных документов, никаких опознавательных знаков... Ничего! Подать рекламацию? А куда? На кого? К тому же чаще всего покупателю предоставлялись умело подделанные документы о якобы целебных свойствах БАДов.
Наиболее агрессивная форма обмана доверчивых покупателей - обещание выигрыша автомобиля или большие деньги за приобретение нескольких товаров. Недостоверная информация - бич дистанционной торговли. В Ставропольском крае предприятие разместило на интернет-сайте информацию о якобы натуральном соке. На самом же деле торговало сокосодержащими напитками, восстановленными из пюре с добавлением летучих ароматизаторов, красителей, сахарного песка. На маркировке продукта имелась информация о сертификации, хотя таковой не было. Как и невозможно было прочесть дату изготовления "сока".
В Самарской области была пресечена реклама и продажа устройства для биологической стимуляции организма человека "Детокс СПА", которое в рекламе представлялось как аппарат с лечебным эффектом. На самом же деле продукция была сертифицирована как "прибор электрический бытовой санитарно-гигиенический".
Увы, приходится признать: возникновение, развитие индустрии дистанционной продажи сопровождалось развитием индустрии обмана. И это потребовало корректировки законодательства о защите прав потребителей, принятия новых правил, подробно регламентирующих отношения между продавцом и покупателем при продаже товаров дистанционным способом, включая вопросы оказания связанных с этим услуг.
Продавец до заключения договора розничной купли-продажи обязан обеспечить предоставление необходимой информации в наглядной и доступной форме в описании товара, содержащемся в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках либо визуальных носителях соответствующей информации, распространяемой средствами связи. Или доводиться иными способами. Запрещено передавать потребителю товары, не соответствующие предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об обязательной оплате товаров. На практике подобные факты встречаются при продаже товаров с использованием почтовой связи. Потребителю предлагают при получении заказанного товара, упакованного в бандероль, посылку и т.п., в отделениях связи произвести доплату. Покупатель доплачивает. После этого при вскрытии почтового отправления выясняется, что присланные товары потребителем (полностью или частично) вовсе не заказывались. Замечу, кстати, что новые правила не допускают дистанционную продажу алкогольной продукции, иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. В частности, например, табачных изделий.
Договор купли-продажи, чек за проданный товар - обязательные сопровождающие дистанционной торговли. Мы подчас сами виноваты, что нас так бессовестно обманывают. Я бы сказал - профессионально обманывают. Сперва покупаем, не глядя, потом бросаемся искать виновных.
Немало всегда было и будет любителей всевозможных шопингов - это для некоторых главное удовольствие. Но практика показывает: все больше и тех, кто пользуется дистанционной торговлей, - удобно, не требует временных затрат, не надо никуда ходить. Но нельзя потакать профессиональным обманщикам. Я сам обманываться рад? В данном случае это не подходит: пора становиться профессиональными покупателями...
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.