Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Океан" не добрался до Владивостока
Идея Росрыболовства возродить сеть магазинов «Океан» пока пробуксовывает. Чиновники «подкидывают» ритейлерам идею, но поддерживать бизнес отказываются, объясняя это отсутствием рычагов влияния на местную власть.
Дистрибутор рыбы Talex Holdings пытается создать первую в России сеть рыбных магазинов. На раскрутку первого экспериментального магазина пришлось потратить четыре года.
ГК Talex Holdings занимается оптовыми продажами свежемороженой рыбы и мо-репродуктов с 1991 года. В компанию входят несколько складских терминалов в Санкт-Петербурге, рыбоперерабатывающий завод Deep Water (марки "Регата" и Talex Seafood). В дополнение к основному бизнесу президент Talex Holdings Алексей Тотунов решил развивать уникальный торговый формат - сеть рыбных магазинов.
Монорозница, где ставка сделана лишь на одну товарную категорию, в России вообще в зачаточном состоянии. Есть несколько сетей, специализирующихся на алкоголе, хлебе и выпечке, мясе и мясопродуктах, но рыбой никто пока всерьез не занимался.
В 2006 году Алексей Тотунов заявил, что собирается создать сеть рыбных магазинов из 140 супермаркетов в Санкт-Петербурге и Москве. На деле в 2007 году компания приобрела одно помещение в Санкт-Петербурге на улице Жукова и еще одно арендовала в спальном районе на улице Сестрорецкой. "Но нам так и не удалось подобрать команду для этого проекта и четко сформулировать его концепцию", - говорят в Talex Holdings.
Пришлось открывать рыбный киоск, потом попробовали перейти на формат дискаунтера – создали магазина «Полюс».
В январе 2010 года, когда продажи рухнули в 3-4 раза, на компанию вышли чиновники из Росрыболовства — они предложили переименовать «Полюс» в «Океан» и расширить ассортимент рыбной продукции. Взамен посулили золотые горы - протекцию при поиске новых помещений и поставщиков, информационную поддержку. На открытие ребрэндированного магазина обещали даже привезти губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко.
Концепцию развития розничной сети «Океан» Росрыболовство утвердило еще в 2009 году, поскольку ведомство рассчитывает к 2012-му с помощью партнеров-ритейлеров открыть в России 250 рыбных магазинов. Согласно концепции, государство бесплатно предоставляет марку "Океан" и ведет переговоры с региональными властями, чтобы те сдавали ритейлерам помещения на льготных условиях. Бизнесмены взамен делают ставку на рыбный ассортимент и продают некоторые позиции по сниженным ценам.
Никаких документов Talex Holdings и Росрыболовство не подписывали, да и сама концепция, предложенная чиновниками, госфинансирования не предполагает. Тем не менее в Talex Holdings решили рискнуть. «Нам было уже понятно, что формат нужно как-то менять, а госпротекция никогда не помешает. Да и название «Океан» хорошо подходит для рыбного магазина».
Кстати, Матвиенко на открытие «Океана» так и не приехала. Зато Росрыболовство организовало публикации о магазине в местных газетах и несколько выходов на радио. На этом, собственно, сотрудничество закончилось. «У нас нет рычагов влияния на местные власти, чтобы помогать ритейлу с недвижимостью»,— признался руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.
Продажи в обновленном магазине пошли заметно лучше. Весной 2010-го «Океан» приносил 70-80 тыс. руб. в день. При таких доходах затраты на магазин отобьются через пять-семь лет, подсчитали в компании. Но по мере роста сети будут снижаться закупочные цены и, соответственно, срок возврата инвестиций.
В августе компания открывает в Санкт-Петербурге второй «Океан». Всего к концу этого года у холдинга должно быть три магазина, а к концу 2012-го – 25 по всей стране.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.