Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ограничения властей Москвы вынуждают застройщиков строить бизнес-парки
Мораторий на строительство офисных зданий в центре столицы, объявленный в прошлом году префектом ЦАО Сергеем Байдаковым, заставляет не только застройщиков, но и арендаторов обратить внимание на относительно новый для российского рынка формат коммерческой недвижимости — бизнес-парки.
Уже сейчас они активно строятся, и, по данным консалтинговой компании Colliers International, к 2012 году объем предложения достигнет 2,75 млн кв. м. «В Европе и США бизнес-парки чаще всего возводят в пригородах, — рассказывает региональный директор департамента аналитики Colliers International Ольга Ясько. — Самые крупные из них занимают по 300-400 га». Также для этого формата характерны увеличенное количество парковочных мест (одно машино-место на 30-50 кв. м арендуемой площади по сравнению с центром города, где предоставляется одно машино-место на 100 кв. м) и развитая инфраструктура. Например, на Западе помимо кафе, банков, салонов красоты и магазинчиков иногда открывают даже детские сады и гостиницы. Из столичных офисных центров детский сад пока планирует открыть бизнес-парк «Химки». «Важно, чтобы арендатор имел возможность в течение рабочего дня и после решить свои повседневные дела, — поясняет консультант отдела офисной недвижимости компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Ирина Бондарева. — Хорошая инфраструктура помогает “смягчить” стресс сотрудников от переезда из центра и является дополнительным аргументом для руководства компании, чтобы “продать” эту идею своим сотрудникам». Удаленность от центра и малоэтажная застройка бизнес-парков позволяют сэкономить на аренде земельного участка и обходиться без лифтов, что удешевляет строительство и обслуживание офисных помещений, а это выгодно как управляющей компании, так и арендаторам. По словам Бондаревой, арендная ставка во вновь построенных бизнес-парках в 2,5-3 раза ниже, чем в зданиях аналогичного качества в центре. На сегодняшний день это $400-680 за кв. м в год без учета НДС и эксплуатационных расходов. С другой стороны, столько же стоит и аренда офисов в парках, созданных на реконструированных и перепрофилированных промышленных территориях столицы.
Так, в первом бизнес-парке этого типа в Москве — «Дербеневском», — расположенном возле станции метро «Павелецкая», средняя арендная ставка $650 за кв. м в год. При этом здесь 500 парковочных мест на 24,5 тыс. кв. м офисных помещений, на территории расположены офисы 97 компаний, а также салоны красоты, столовая, кафе, магазины, медицинский центр и туристические агентства. Многие из них большую часть дохода получают за счет «парковых» сотрудников. «Для привлечения клиентов многие компании сферы обслуживания, расположенные на территории парка, предоставляют нашим арендаторам скидки», — говорит вице-президент ГК «Экоофис» Татьяна Ковалева.
Впрочем, как рассказал «Пятнице» Алексей Шавензов, менеджер компании SUN InBev, занимающей офисы в бизнес-парке «Крылатские холмы», не все так идеально. «Пару лет назад здесь открылся тренажерный зал, на мой взгляд, слишком дорогой», — делится Шавензов. Кроме того, причиняют неудобство и регулярно объявляемые учебные «пожарные тревоги», когда обитатели всех четырех корпусов по очереди покидают помещения и выстраиваются на улице. Но в целом своим рабочим местом он доволен: «У нас есть четыре столовые, бутербродные, химчистка, отделение банка. Это удобно».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?