Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ограничение импорта курятины в РФ выводит отечественных игроков из кризиса
Российская птицеводческая отрасль быстро восстанавливается после тяжелой ситуации, в которой она находилась в конце 2007 года и первой половине 2008 года. За сентябрь производители распродали практически все складские запасы мяса, которые, по некоторым оценкам, достигали 200 тыс. т. Производители объясняют рост продаж увеличением потребительского спроса и мерами по ограничению импортируемой продукции. В свою очередь растет и рентабельность птицеводческого бизнеса за счет падения стоимости зерна и повышения цен на мясо. Однако финансовый кризис может помешать укреплению позитивной тенденции и дальнейшему развитию отрасли.
Как рассказали отечественные производители мяса птицы, значительные запасы продукции, накопленные птицефабриками и дистрибьюторами на складах в первой половине 2008 года, практически распроданы за последний месяц, а потребительский спрос на курятину все еще остается высоким. Участники рынка связывают улучшение показателей отрасли в том числе с сезонным увеличением спроса, который происходит осенью и зимой. К тому же курятина дорожает более низкими темпами, чем другое мясо, и потребители переключаются на нее. «Рост спроса на качественное мясо птицы пока опережает рост наших мощностей, и это стимулирует усилия по увеличению объемов производства», — говорит генеральный директор «АПК Агрос» Дмитрий Потапенко.
По данным Института аграрного маркетинга, стоимость свинины и говядины с сентября 2007 года по сентябрь 2008-го выросла в среднем на 22 и 30% соответственно. В то же время стоимость бройлера за тот же период увеличилась в среднем на 6%, хотя весной цены даже несколько снижались. Участники рынка наблюдали заметное удорожание мяса птицы в последние недели. По мнению вице-президента Международной программы развития птицеводства Альберта Давлеева, это было вызвано запретом импортировать продукцию на российский рынок 19 американским птицефабрикам, который вступил в силу с 1 сентября, и возможным ограничением на поставки еще 29 предприятиям.
Производители считают, что ограничения на импорт стали еще одной причиной увеличения потребления. «Своевременные меры правительства по защите отечественных производителей мяса птицы от импорта уже дали ощутимый результат и очень вовремя», — уверен г-н Потапенко. Вместе с тем руководитель исполкома Национального мясного союза Сергей Юшин полагает, что тенденции сокращения импорта наметились еще в августе, а в сентябре импорт мяса птицы, по предварительным оценкам, мог сократиться примерно на 20% по сравнению с прежними среднемесячными показателями. Одна из причин — сложное положение, в котором сейчас находится крупнейший импортер курятины из США компания «Евросервис», говорят эксперты.
Помимо увеличения цен на конечную продукцию происходит снижение себестоимости производства, обусловленное падением цен на фуражное зерно, что, по словам заместителя гендиректора «Моссельпрома» Вадима Камашева, позитивно сказывается на рентабельности бизнеса. Весной 2008 года, когда стоимость зерна достигала рекордных уровней, крупные производители мяса птицы работали с нулевой рентабельностью, а многие средние и мелкие птицефабрики и вовсе с отрицательной. За последние полгода цены на фуражное зерно упали приблизительно вдвое, если эти тенденции сохранятся, то компании выйдут на уровень рентабельности 20%, уверен топ-менеджер крупной птицефабрики. Определенную поддержку птицеводам и свиноводам оказало и государство, выделив в качестве дотаций 10 млрд руб.
В то же время гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева напоминает, что положение отрасли не настолько радужное: «Производителям необходимы средства на развитие, но в условиях финансового кризиса банки отказывают компаниям в кредитовании и повышают ставки». Тем не менее г-жа Бобылева надеется, что динамика роста в отрасли сохранится на уровне 15—20%, учитывая внутренние и внешние факторы, в том числе поддержку государства. По ее прогнозам, в этом году отечественные предприятия могут увеличить выпуск мяса на 300 тыс. т по сравнению с 2007 годом — до 2,2 млн т.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.