Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Очерк - Наши магазины по идее должны быть завалены рядовыми российскими фермерскими продуктами
Я мучился выбором. Поздно вечером в "Елисеевском", стоя перед витриной с домашними соленьями. Искушали грибы, аккуратными горками разложенные по контейнерам. Ярко-горчичного цвета моховики, присыпанные пунцовой клюквой. Серовато-желтые подберезовики с мелко-порубленной зеленью.
Светло-коричневые маслята с лучком. Было что-то еще (наверняка, банальные шампиньоны, опята, вешенки), но я сосредоточился на этой троице, редких гостях в наших продуктовых магазинах. Победили моховики. И какой у них был вкус! Совпали ароматы леса и жухлой листвы, с горчинкой грибов спорила кислинка клюквы, их склизкая мякоть приятно контрастировала с упругостью ягод, ну и, конечно, цвет закуски - я еще не встречал такого удивительного сочетания.
Говорят, что грибы к нам возят с Урала. Это, заметим, рядовой российский продукт, из тех, которыми по идее должны быть завалены наши магазины.
Впрочем, ситуация меняется. Не только рядовые продмаги, но и гастрономические бутики уже решаются принять продукты из российской глубинки в свои калашные ряды. "Глобус Гурмэ" теперь гордится еще и молочными продуктами из небольшого подмосковного хозяйства. О вкусе этого молока ходят легенды, с ним соседствуют два вида творога, сметана, домашний сыр, мацони. Производящее их частное хозяйство нашли на обычном колхозном рынке. И там еще много чего можно найти. Тот же "Глобус Гурмэ" предлагает цыплят, уток, перепелок, кроликов с частного подсобного хозяйства в Калужской области.
На Ленинградском рынке постоянно толпится народ у лотка с дарами леса (маринованными и сушеными грибами, ягодами, вареньем, лекарственными травами), которые возит на своем трейлере семья из Карелии: все аккуратно расфасовано по пакетикам и баночкам, везде внятные этикетки. Но за этой карельской семьей, состоящей из матери и сына, надо еще поохотиться: приезжают они не каждую неделю.
Россия, как известно, сельскохозяйственная страна, сколько в ней таких мелких производителей! Что их товарам мешает оказаться на витрине приличного магазина и быть, так сказать, в свободном доступе? Говорят, что сложная система сертификации. Но ведь в "Елисеевском" и "Глобусе Гурмэ" как-то смогли ее преодолеть. Знающие люди утверждают, что все дело в самих мелких производителях, которых еще поискать, в их неграмотности (многие не могут составить элементарный бизнес-план, чтобы получить кредит), в отсутствии у них деловой жилки (довольствуются лишь тем чтобы прокормить семью). В общем, кто-то за фермеров должен взяться.
Можно возразить, что покупка соленых моховиков в гастрономе опасна для здоровья, что это как игра в рулетку, но я дважды там срывал куш. Не говоря уже о чувстве морального удовлетворения от того, что своими покупками помогаю свести концы с концами неведомым трудягам из глубинки. Если социально ответственным бизнесменом у нас становятся после налоговой проверки или по команде свыше, то, чтобы оказаться социально ответственным потребителем, достаточно присмотреться к продуктовой витрине.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.